Принцип фальсифицируемости гипотез в теории критического реализма К. Поппера
Поппер: как же развивается наука?
Основной норматив роста объективного знания – выведение из теорий как дедуктивных конструкций следствий, проверяемых опытным путем
Уровень общих гипотез (теоретических, дедуктивных конструкций, формулировок законов) и частных гипотез (эмпирических, относимых к обобщениям эмпирически установленных закономерностей)
Теоретические гипотезы – положения, прямо не проверяемые, а дедуктивно полагаемые в рамках той или иной теории
Проблема операционализации переменных: гипотеза есть, а методических средств нет
Хольцкамп: общие высказывания задают сеть теории, общие высказывания перпендикулярны частным
Поппер: два параллельных уровня частных и общих гипотез. Но между ним есть переход: общие высказывания, касающиеся формулировок законов, могут быть проверены на истинность в эмпирическом исследовании. Основной принцип этой проверки – принцип фальсификации
Истинность = соответствие фактам / действительности
Верификация гипотез vs Фальсификация гипотез
Научная проблема – формулировка, т.е. осознание, какого-то противоречия, в разрешение которого вносит вклад проведение научного или практически направленного исследования
Теоретико-эмпиричексое исследование = постановка проблемы + обоснование теоретической гипотезы + проверка эмпирически нагруженных гипотез
Верификация – получение опытных данных в пользу предполагаемой гипотезы
Критический реализм, Поппер: невозможность индуктивного пути при оценке истинности гипотезы. Научная гипотеза не может считаться «доказанной»
Принцип асимметрии вывода на основе экспериментальной проверки теории (Поппер, 1933): гипотезу можно фальсифицировать (отвергнуть), но нельзя подтвердить (доказать ее истинность) на основе опытных данных
Фальсифицируемость – наличие принципиальной возможности для любой гипотезы, претендующей на статус научной, быть отвергнутой в ходе эмпирической проверки
Еще один парадокс Поппера: развитие научного знания идет поступательно как приращение. В то же время путь опытной проверки теорий предполагает их опровержение => научное знание развивается так, что отбрасывается все больше заблуждений
Разделение фактов на установленные и принимаемые в качестве мнений, верований
Теория познания, основанная на здравом смысле («бадейная» теория, она вносит «наивную путаницу»; в чистое сознание через органы чувств вливается субъективное знание) и собственно научные теории
Три мира Поппера:
· 1 – мир физической, предметной реальности
· 2 – психологическая реальность, индивидуальное познание
· 3 – надындивидуальный мир теорий и гипотез, + догадки и объективное знание
Признаки правильной гипотезы (Фресс, Пиаже):
1) Гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос.
(должна давать шаг в науке)
2) Гипотеза должна учитывать уже приобретенные знания и быть, с этой точки зрения, правдоподобной.
3) Гипотеза должна быть доступна проверке:
a) Операциональный характер гипотезы: гипотеза формулирует зависимость между двумя классами фактов.
b) Проверка может быть:
прямой: оба члена гипотетического отношения могут стать объектом прямого наблюдения,
косвенной: существует промежуточная переменная, которая не может стать объектом прямой проверки.
Проверка всегда частичная