Активность экспериментатора
Специфика экспериментального метода в познавательном отношении к психологической реальности
Экспериментальный метод: общность с другими нормативами научного мышления + специфика отношения к иным возможным формам организации психологического исследования + особые формы реализации познавательного отношения к изучаемой реальности
Причинное объяснение – один из главных нормативов
· I. Обоснование необходимого характера отношений между переменными как причинами и следствиями
· Условия причинного вывода:
o Осуществление функционального контроля независимых переменных
· II. Включение эмпирически устанавливаемых закономерностей в систему дедуктивного вывода
Закон (второй норматив) предполагает констатацию обобщенного характера, т.е. указывает диапазон, в котором действует выявленная фактическая закономерность
Психологическое объяснение: распространение дедуктивных умозаключений на психологическую реальность или репрезентирующую ее модель
Экспериментальный метод: способ наиболее строгого сопоставления дедуктивных проекций (исходящих из психологических теорий) на плоскость эмпирически устанавливаемых зависимостей
Гипотетические конструкты: + психологические понятия, которые входят в экспериментальную гипотезу и опосредуют взаимопереходы от описания эмпирии к представлению их в системе научных понятий, функционирующих в рамках теоретического знания и не полностью покрываемых изучаемой эмпирией
Экспериментальные воздействия – контроль уровней НзП
Сравнительный метод рассуждения. Аналитическое сравнение (по критериям)
Путем сопоставления полученных эмпирических данных в экспериментальном и контрольном условиях можно судить о том, как повлияла разница в уровнях НП на изучаемый базисный процесс (ЗП)
Исследовательская деятельность = гипотетико-дедуктивное рассуждение + чувственное наблюдение за показателями переменных + организация экспериментальных воздействий (управление НП)
Что наблюдать и как измерять определяет система научных гипотез (как регуляторы направленности практической деятельности исследователя)
Цепочка умозаключений: психологические гипотезы – методические условия выделения переменных – планирование – проведение эксперимента – выводы об экспериментальной гипотезе
Активность экспериментатора: организация (функциональный контроль) разных уровней НП + планирование эксперимента + проведение эксперимента (+ использование методик для фиксации показателей ЗП)
Выделение НП и измерение ЗП
Методики как средства операционализации переменных