История письма.
Постановка цели урока.
Определение темы урока.
Организационный момент.
ХОД УРОКА
Игра-приветствие «Здравствуйте!»
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
-успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
-и везде (мизинцами);
-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью руки).
Действия повторяются учащимися второй раз, но после «встречи» мизинцев пальцы рук переплетаются , и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»
Учитель: Сегодня мы снова отправимся в страну «Развития речи». А тему урока вы определите сами, разгадав кроссворд.
Учитель: Какие типы текстов вы прочитали? ( поздравление, стихотворение, сказка, пьеса, реклама, объявление)
Расположите карточки по образцу на доске.
Прочитайте тему урока по вертикали.
На доске появляется тема « ПИСЬМО».
Учитель: Чему же мы должны научиться на уроке?
Учащиеся: Научимся писать письмо
4.
Учитель: Об этом забавно рассказал Джозеф Редьярд Киплинг в одной из своих сказок.
Эта сказка называется « Как было написано первое письмо». История, о которой весело рассказал Киплинг , произошла в племени первобытных людей в далёкие «дописьменные» времена. В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка, которую нужно хорошенько отшлёпать за то, что она такая шалунья». А. попросту её звали Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копьё.
Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало.
В это время по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила отправить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём, другое копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке.
Таффи думала, что на этих картинках всё понятно. Однако Незнакомец « прочёл» эти рисунки по-своему.
Таффи думала, что на этих картинках всё понятно. Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. « Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон»,-- подумал он. (За врагов он принял бобров, которых девочка изобразила очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя»,--решил Незнакомец.
И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала , что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади ( она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь не знал их языка. Оказывается , написать письмо—это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка, которую нужно хорошенько отшлёпать за то, что ты такая шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»
Учитель: Каким было первое письмо?
Учащиеся: Рисуночным.
Учитель: Почему же люди потом отказались от такого простого рисуночного письма?
Учащиеся: (предположения).
Игровой момент.
Проверим ваши предположения. Попробуем в этом разобраться на собственном опыте.
Представьте, что вы не умеете писать буквами и сообщаете друг другу новости только при помощи рисунков. Вы получили записку от своего товарища.