Марксистская концепция культуры

Карл Генрих Маркс (1818-1883) не был культурологом, и сам термин «культура» употреблял сравнительно редко. Тем не менее концепция Маркса имеет важное значение в культурологии.

Марксизм был наследником гегелевской философии – с переводом идеалистических построений Гегеля в материалистическую форму. Маркс считает, что человек укоренен в природном и предметном мире, который становится для него «опредмечиванием самого себя, утверждением и осуществлением его индивидуальности». Предметность человеческой деятельности, «сплавляя» воедино «материальное» и «идеальное», образует особую структуру, по существу являющуюся носительницей культуры. Даже человеческие чувства у Маркса носят предметно-культурный характер, встроены в социальное бытие и являются результатом всей всемирной истории.

Маркс создает материалистическое понимание общества и истории. В общественном производстве люди вступают в определенные, необходимые, независящие от их воли отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества – базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройкаи которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Ключевой в теории Маркса выступает теория общественно-экономической формации –исторически определенного типа общества. В нее органически входят не только экономические, но и социальные отношения, формы быта семьи, а также различные виды общественного сознания. Маркс выделял пять таких формаций (первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую).

Частью марксистской концепции культуры является положение о двух формах культуры – материальнойидуховной. Если в домарксовой теории культура создавалась только в рамках духовного производства, то, согласно марксистской концепции, культура формируется как в материальной, так и духовной сфере. При этом материальное производство играет детерминирующую роль, во многом определяя и сам процесс духовного производства, и его результаты. Культура есть особого рода объективная реальность, возникающая как результат общественного производства.

Сущность человека и культуры Маркс видит в их социальности. Многообразие форм и видов культуры определяется существующим материальным базисом и напрямую зависит от форм собственности и типа политической власти.

Безусловно, глубокий анализ социальной детерминированности культурных явлений (т.е. их обусловленности социальными факторами) является важным вкладом марксизма в культурологическую мысль. Но Маркс растворил человека, творца культуры, в социальных структурах. Индивида самого по себе – мыслящего, страдающего, наполненного внутренней жизнью, индивида как особого рода культурной реальности для Маркса не существует. Именно это обстоятельство было одним из главных поводов для критики марксисткой концепции со стороны его оппонентов.

 

2.3 . Культурологическая концепция эволюционизма

Большой вклад в формирование неклассической модели культуры внесли распространившиеся второй половине ХIХ века в биологии, антропологии, этнографии идеи эволюционизма. Свою задачу эволюционисты видели в систематизации фактов, в разработке теоретической естественнонаучной основы обществознания в виде эволюционной теории. Эволюционизм как концепция основывался на нескольких положениях:

· человечество – единый вид, природа человека везде одинакова;

· эволюция общества и культуры повсюду подчиняется одним и тем же законам;

· эволюция идет от простого к сложному, от низшего к высшему;

· характер культуры соответствует стадии эволюции, на которой находится общество;

· сходства и различия между культурами объясняются прежде всего степенью их развитости;

· путь, пройденный европейскими народами, является общим для всего человечества.

Создателем наиболее полной философии эволюции в XIX веке явился английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820-1903), чей фундаментальный труд «Гипотеза о развитии» вышел в 1852 г. (на 7 лет раньше «Происхождения видов» Ч. Дарвина). Спенсер формулирует «закон эволюции» как ускоряющегося движения от однородности к разнородности. Он считал, что эволюция включает как прогрессивные, так и регрессивные процессы; как дифференциацию, так и интеграцию.

Большую роль в изучение культуры в свете идей эволюцинизма внесли английские ученые-антропологи Б. Тайлор, Дж. Фрезер.

Бернетт Тайлор (1832-1917). Эволюционизм Тайлора можно охарактеризовать как в основном эмпирический. Он собрал множество фактов, интересно их интерпретировал, но не сформулировал четко свою теорию.

Тайлор исключает из науки философско-богословские вопросы о разуме, свободе, предопределении, ответственности, полагая, что человеческие действия в большинстве случаев определяются простыми и естественными причинами. В отличии от более поздних эволюционистов, сосредоточивших внимание на историческом развитии социальных институтов, Тайлор больше интересовался эволюцией «артефактов», т.е. материальных предметов, и эволюцией духовной культуры, в особенности религиозных верований.

В книге «Первобытная культура» высказывает свое понимание культуры, при этом сближая понятия культура и цивилизация. Культура или цивилизация, по Тайлору, слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и привычек, усвоенных человеком как членов общества.

Тайлор разработал анимистическую теорию происхождения религии, критикуя распространенное мнение о возникновении религии из чувства страха дикаря перед силами природы. Тайлор полагал, что дикарь, живя в тесном соприкосновении с природой, хорошо ее знает и вряд ли испытывает перед ней особенный страх. Не внешняя природа, а сама психика с ее потребностями является, по Тайлору, источником религиозных верований. Человек нуждается в объяснении непонятных ему явлений, таких как сон, обморок, смерть, сновидение, эхо, тень, передвижение солнца и луны. Наиболее простым и удовлетворительным объяснением была, по Тайлору, идея души, т.е. знакомого каждому человеку интуитивного ощущения своего присутствия в мире, владения своим телом, способности воздействовать на внешние предметы. Первая причина превращения фактов повседневного опыта и миф и религию – одушевление природы, сначала отдельных ее частей, а затем и всей ее целиком, олицетворение природы в виде единого Бога.

Кроме того, Тайлор сформулировал теорию «пережитков». Она состояла в том, что, по мнению автора, по мере перехода от одной стадии к другой, предыдущая ступень сохранялась, но лишь фрагментарно. Таким образом, ориентируясь на эти «пережитки», исследователь мог бы реконструировать предыдущую ступень.

Джеймс Фрезер (1854-1941) – сотрудник и ученик Тэйлора, автор «Золотой ветви» – работы о первобытных религиях, полагал, что еще до появления анимистических верований существовало представление о безличной колдовской силе, разлитой в природе и могущей концентрироваться в отдельном человеке. Не думая еще о богах и духах, человек мог верить в свою способность вызывать дождь, приманивать зверя, наносить врагу вред на расстоянии. Это была, по Фрэзеру, самая ранняя – магическая – стадия. На второй, религиозной стадии человек стал приписывать сверхъестественную силу духам и богам, к которым обращался с молитвой. На последней, научной стадии человек пришел к выводу, что не боги, а законы природы управляют ходом вещей.

В работах Э. Тайлора и Дж. Фрэзера прослеживается идея неделимости мира, единства мировой культуры, общности культурного богатства человечества. Названные работы поражают воображение читателя огромным этнографическим материалом, где за экзотичностью проявлений множества культур обнаруживаются сходные черты и принципы функционирования. Многообразные формы культуры, как бы разительно ни были они не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности как способы единой человеческой деятельности.

Главной из заслуг эволюционистов стало то, что дикое состояние культуры было признано ими самостоятельной, по своим собственным законам развивающейся культурой. Фактически, именно эволюционисты ввели противопоставление цивилизации и первобытности и наполнили термин «дикость» конкретным содержанием.