ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ПРОСТОЙ ДВУХЧАСТНОЙ ФОРМЫ В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ

В камерно-вокальной музыке чаще применяется контрастная двухчастная безрепризная форма. Контрастные части объединяются поэтическим текстом. В вокальных произведениях наличие словесного текста, существенно влияя на музыкальную форму, вызывает специфические особенности строения простой двухчастной формы, которая трактуется с большей свободой, чем в инструментальной музыке. Синтез слова и музыки приводит к следующим особенностям:

 

1. Экспозиционные периоды конструктивно более свободны:

  • первая часть не образует форму периода:

Рахманинов «У моего окна» (1 ч. – неустойчивое построение), Шуман «Я певцом брожу» ор. 37 № 3 (1 ч. – устойчивое построение в виде точно повторенного предложения);

  • часто встречается неквадратное строение экспозиционного периода:

Рахманинов «Я жду тебя» (1 ч. 14 тактов), Танеев «Мечты в одиночестве вянут» (1 ч. 10 тактов);

 

2.части менее завершены, чем в формах инструментальной музыки:

  • окончание первой части на неустойчивой гармонии:

Лист «Смертельной полны отравой», Чайковский «Отчего»;

  • диссонирующие окончания второй части:

Лист «Хотел тебе венок сплести», «Любви загадка», «Покинута»;

 

3. Между частями формы отсутствует ясная четкая цезура, грани смягчены:

Лист «Смертельной полны отравой»;

 

4. Для тонального плана типичны частые отклонения, порой в неродственные тональности:

Лист «Смертельной полны отравой» (d-Cis), «Ты, как цветок, прекрасна» (Fis- A), Рахманинов «Ночью в саду у меня» (в третьей четверти формы обыгрывание D трезвучия цепью септаккордов).

Появление тоники только в конце второй части: Танеев «Когда, кружась, осенние листья», Шуман «Утром я встаю».

 

5.Мелодически вторая часть менее зависима от первой, большое распространение безрепризных контрастных форм:

Лист «Смертельной полны отравой», Шуберт «Смерть и девушка», «Утешение в слезах», Римский – Корсаков «Ель и пальма», «На холмах Грузии», Балакирев «Песнь старика», Даргомыжский «Титулярный советник».

 

6.В двухчастных развивающих формах для второй части свойственен вариантно-продолжающий тип развития, позволяющий сохранить мелодическую цельность при непрерывном развитии:

Танеев «Когда, кружась, осенние листья», Бизе Ариозо Кармен из сцены гадания, Глинка «Не искушай», «Песня жаворонка».

7. Свобода в пропорциях частей.

Отступления от нормы происходят как в сторону расширения, так и сокращения. Масштабные соотношения частей связаны с образно-выразительной стороной музыки и поэтического текста, поэтому расширение и сокращение частей носят интенсивный или экстенсивный характер (Чайковский «Средь мрачных дней», Рахманинов «Я жду тебя», «Островок», Танеев «Мечты в одиночестве», Шуберт «Утренняя серенада»)