ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПЬЕСЫ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ XIX ВЕКА
4+4|4+4
Простая двухчастная форма контрастного типа (ab)
В двухчастной контрастной безрепризной форме части различны по тематическому материалу.
Смысловая суть формы заключается в контрастном сопоставлении двух различных образов:
- родственных, оттеняющих друг друга (типично);
- ярко контрастных (реже).
Тематическое соотношение частей:
- производный контраст (контраст выразительных средств), так как вторая часть основана на значительно обновленном материале первой части;
- коренной контраст (собственно тематический контраст), так как вторая часть основана на новой самостоятельной теме.
Прототипами контрастной двухчастной формы являются первичные народно-бытовые песенно-танцевальные жанры с запевно-припевной структурой, где части соотносятся как
- запев и припев;
- песня и инструментальный наигрыш;
- песня и танец;
- двухколенные танцы с различной музыкой или чередование двух типов танца (сольный – общий, женский - мужской).
Народные песенно-танцевальные жанры с запевно-припевной структурой в переосмысленном виде нашли широкое применение в профессиональной музыке: в жанрах куплетной песни, танцах, в качестве рефренов рондо.
Виды вторых контрастных частей
- припев;
- ритурнель, инструментальный отыгрыш.
Строение второй части
- оформлена как относительно самостоятельное целое в виде периода повторного строения;
- развитое дополнение, в количественном отношении подобен периоду.
ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ РЕПРИЗНАЯ ФОРМА (AA|B А)
Форма отличается структурной четкостью, стройностью и равномасштабностью частей:
a a | b a
Первая часть
Квадратный период с четким членением на два предложения, чаще повторного строения, однотональный или модулирующий.
Строение и функции второй части
Вторая часть не образует форму периода, четко дифференцирована на два построения, которые одинаковы по величине, но различны по функциям:
- серединное построение(4 такта - норма) находится в третьей четверти формы, имеет функцию развития, заканчивается половинной каденцией на доминанте главной тональности;
- репризное предложение(4 такта - норма) повторяет одно из предложений (чаще второе) экспозиционного периода, функции структурного завершения и тонально-тематического обрамления; завершается заключительной каденцией в главной тональности.
Серединное построение
Большое значение имеют гармонические средства в создании функционального контраста по отношению к первой части: господство Д гармонии, доминантовый органный пункт, отклонения в другие тональности, секвенции (типично два звена). В третьей четверти структура дробления 2 + 2, вся вторая часть – структура суммирования 2 + 2 + 4, форма в целом представляет собой структуру дробления с замыканием: 4 + 4| 2 + 2 + 4 (Моцарт Симфония № 40 ч. 4).
Тематическое содержание:
- разработка тематизма начального периода (Шуберт Вальс ор. 77 № 6, экосез ор. 8); - контрастный материал (Шуман «Бабочки» № 1, «Симфонические этюды» тема).
Репризное предложение
Повтор бывает точным или видоизмененным. Видоизмененные повторы репризного предложения:
· синтетический тип – сочетание элементов из различных разделов формы:
- из обоих предложений экспозиционного периода (Моцарт Соната № 6 ч. 3 тема вариаций, Бетховен Соната № 1 ч. 2, Шуман «Бабочки» № 1, Шуберт Вальс ор. 18 № 10);
- из темы экспозиционного периода и серединного построения (Моцарт Соната № 19 ч. 2, Бетховен Соната № 10 ч. 2 тема вариаций);
· вуалирование репризного предложения (Шопен Прелюдия c-moll, Шуберт «В путь»);
· перегармонизация (Глинка «Жаворонок»);
· кодовое значение репризного предложения (Прокофьев «Мимолетность» № 18);
· структурное расширение (Моцарт Соната № 11 ч. 1, Бетховен Соната № 2 ч. 2).
Повтор частей
Любая из двух частей репризной и безрепризной формы может быть повторена:
||:A:||:B:||, ||:A:||B, A||:B:||.
Первая часть всегда повторяется отдельно, так как содержит функцию изложения темы (экспонирование должно иметь яркие грани). Вторая часть в двухчастной репризной форме всегда повторяется целиком несмотря на дифференциацию построений (серединное построение и репризное предложение не являются функционально самостоятельными частями).
В эпоху романтизма культивирование жанра миниатюры привело к полной эмансипации простых форм, которые стали выступать в роли самостоятельных пьес.
Сочетание разноплановых тенденций в строении простой двухчастной формы:
- предельный лаконизм (Лядов Прелюдия es-moll ор. 16 № 4: 3 + 3 | 3 + 3);
- предельное разрастание масштабов (произведения Шопена, Брамса, Рахманинова);
- распространенность тематического контраста второй части (Шуман «Бабочки» № 1, 7, Шуберт Вальсы ор. 9 № 5, 7, 10, 12, 27, 32);
- тенденции сквозного развития и существенные изменения репризного раздела.
Стремление композиторов к индивидуальному, неповторимому в творческом замысле и его реализации привело к активной трансформации классической типовой структуры. Простая двухчастная форма приобрела множество своеобразных, индивидуальных черт в своем строении, появились новые необычные разновидности:
- нестандартная конструкция экспозиционного периода à необычное строение всей формы Лядов Прелюдия g-moll ор. 46 № 2
1 часть Период из трех предложений 8 8 8 a b a | 2 часть Середина Реприза 4 4 с b |
- значительное расширение развивающей части в репризной или безрепризной форме
Скрябин Прелюдия g-moll ор. 27 № 1:
1 часть | 2 часть coda Середина Реприза 14 8 8 |
- значительные размеры коды:
возникновение необычных масштабных соотношений самой двухчастной формы с кодой
Скрябин Прелюдия H-dur ор. 37 № 3:
16 тактов а а | b a 4 4 | 4 4 | 16 тактов coda a (дополнительное проведение репризного предложения) 12 4 |
несоответствие индивидуальных трехчастных пропорций типу музыкальной формы
Лядов Прелюдия Des-dur ор. 57 № 1:
а а coda
12 9 12
Скрябин Прелюдия h-moll ор. 22 № 4:
а а coda
8 8 8