ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПЬЕСЫ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ XIX ВЕКА

4+4|4+4

Простая двухчастная форма контрастного типа (ab)

В двухчастной контрастной безрепризной форме части различны по тематическому материалу.

Смысловая суть формы заключается в контрастном сопоставлении двух различных образов:

- родственных, оттеняющих друг друга (типично);

- ярко контрастных (реже).

 

Тематическое соотношение частей:

- производный контраст (контраст выразительных средств), так как вторая часть основана на значительно обновленном материале первой части;

- коренной контраст (собственно тематический контраст), так как вторая часть основана на новой самостоятельной теме.

 

Прототипами контрастной двухчастной формы являются первичные народно-бытовые песенно-танцевальные жанры с запевно-припевной структурой, где части соотносятся как

- запев и припев;

- песня и инструментальный наигрыш;

- песня и танец;

- двухколенные танцы с различной музыкой или чередование двух типов танца (сольный – общий, женский - мужской).

Народные песенно-танцевальные жанры с запевно-припевной структурой в переосмысленном виде нашли широкое применение в профессиональной музыке: в жанрах куплетной песни, танцах, в качестве рефренов рондо.

Виды вторых контрастных частей

- припев;

- ритурнель, инструментальный отыгрыш.

Строение второй части

- оформлена как относительно самостоятельное целое в виде периода повторного строения;

- развитое дополнение, в количественном отношении подобен периоду.

ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ РЕПРИЗНАЯ ФОРМА (AA|B А)

Форма отличается структурной четкостью, стройностью и равномасштабностью частей:

a a | b a

Первая часть

Квадратный период с четким членением на два предложения, чаще повторного строения, однотональный или модулирующий.

Строение и функции второй части

Вторая часть не образует форму периода, четко дифференцирована на два построения, которые одинаковы по величине, но различны по функциям:

- серединное построение(4 такта - норма) находится в третьей четверти формы, имеет функцию развития, заканчивается половинной каденцией на доминанте главной тональности;

- репризное предложение(4 такта - норма) повторяет одно из предложений (чаще второе) экспозиционного периода, функции структурного завершения и тонально-тематического обрамления; завершается заключительной каденцией в главной тональности.

Серединное построение

Большое значение имеют гармонические средства в создании функционального контраста по отношению к первой части: господство Д гармонии, доминантовый органный пункт, отклонения в другие тональности, секвенции (типично два звена). В третьей четверти структура дробления 2 + 2, вся вторая часть – структура суммирования 2 + 2 + 4, форма в целом представляет собой структуру дробления с замыканием: 4 + 4| 2 + 2 + 4 (Моцарт Симфония № 40 ч. 4).

Тематическое содержание:

- разработка тематизма начального периода (Шуберт Вальс ор. 77 № 6, экосез ор. 8); - контрастный материал (Шуман «Бабочки» № 1, «Симфонические этюды» тема).

Репризное предложение

Повтор бывает точным или видоизмененным. Видоизмененные повторы репризного предложения:

· синтетический тип – сочетание элементов из различных разделов формы:

- из обоих предложений экспозиционного периода (Моцарт Соната № 6 ч. 3 тема вариаций, Бетховен Соната № 1 ч. 2, Шуман «Бабочки» № 1, Шуберт Вальс ор. 18 № 10);

- из темы экспозиционного периода и серединного построения (Моцарт Соната № 19 ч. 2, Бетховен Соната № 10 ч. 2 тема вариаций);

· вуалирование репризного предложения (Шопен Прелюдия c-moll, Шуберт «В путь»);

· перегармонизация (Глинка «Жаворонок»);

· кодовое значение репризного предложения (Прокофьев «Мимолетность» № 18);

· структурное расширение (Моцарт Соната № 11 ч. 1, Бетховен Соната № 2 ч. 2).

 

Повтор частей

Любая из двух частей репризной и безрепризной формы может быть повторена:

||:A:||:B:||, ||:A:||B, A||:B:||.

Первая часть всегда повторяется отдельно, так как содержит функцию изложения темы (экспонирование должно иметь яркие грани). Вторая часть в двухчастной репризной форме всегда повторяется целиком несмотря на дифференциацию построений (серединное построение и репризное предложение не являются функционально самостоятельными частями).

В эпоху романтизма культивирование жанра миниатюры привело к полной эмансипации простых форм, которые стали выступать в роли самостоятельных пьес.

Сочетание разноплановых тенденций в строении простой двухчастной формы:

- предельный лаконизм (Лядов Прелюдия es-moll ор. 16 № 4: 3 + 3 | 3 + 3);

- предельное разрастание масштабов (произведения Шопена, Брамса, Рахманинова);

- распространенность тематического контраста второй части (Шуман «Бабочки» № 1, 7, Шуберт Вальсы ор. 9 № 5, 7, 10, 12, 27, 32);

- тенденции сквозного развития и существенные изменения репризного раздела.

 

Стремление композиторов к индивидуальному, неповторимому в творческом замысле и его реализации привело к активной трансформации классической типовой структуры. Простая двухчастная форма приобрела множество своеобразных, индивидуальных черт в своем строении, появились новые необычные разновидности:

- нестандартная конструкция экспозиционного периода à необычное строение всей формы Лядов Прелюдия g-moll ор. 46 № 2

1 часть Период из трех предложений 8 8 8 a b a 2 часть Середина Реприза 4 4 с b

 

- значительное расширение развивающей части в репризной или безрепризной форме

Скрябин Прелюдия g-moll ор. 27 № 1:

1 часть   2 часть coda Середина Реприза 14 8 8

- значительные размеры коды:

возникновение необычных масштабных соотношений самой двухчастной формы с кодой

Скрябин Прелюдия H-dur ор. 37 № 3:

16 тактов а а | b a 4 4 | 4 4 16 тактов coda a (дополнительное проведение репризного предложения) 12 4

несоответствие индивидуальных трехчастных пропорций типу музыкальной формы

Лядов Прелюдия Des-dur ор. 57 № 1:

а а coda

12 9 12

Скрябин Прелюдия h-moll ор. 22 № 4:

а а coda

8 8 8