Структурные, функциональные, масштабные, тонально-гармонические отношения частей

ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА

БЕЛАЯ А.В.

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСИ

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Колледж искусств» управления культуры администрации Магаданской области

 

Учебно-методическое пособие

по анализу музыкальных произведений

«ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА»

по специальности 073002 «теория музыки»

Определение

Простая двухчастная форма состоит из двух частей, где первая представляет собой период, а вторая часть не содержит структуры сложнее периода.

Понятие «малая форма»

Простую двухчастную форму также называют «малой формой» из-за ее общих небольших масштабов, где каждый раздел в количественном отношении соразмерен с нормативным периодом.

Прообразы, жанрово-стилевая основа, «песенная форма»

Простая двухчастная форма тесно связана с жанрами песни и танца, что выражается в характере тематизма, четкости членения разделов, симметрии и квадратности структуры, повторяемости частей. Благодаря жанровым связям с песнями и танцами простую двухчастную форму также называют «песенной формой».

Область применения в профессиональной музыке

  • Песня, романс
  • Инструментальные пьесы-миниатюры (танцевальные жанры – особенно вальсы, лендлеры, нетанцевальные жанры, напр. прелюдия, этюды)
  • Как часть более сложной формы: составные части сложной двух- и трехчастной формы, рефрены рондо, темы для вариаций, партии рондо-сонатной формы
  1 часть 2 часть
Структурные отношения частей Экспозиционный период: простота и ясность строения, квадратный, чаще повторного строения. Значительные динамические проявления в развитии, расширение, дополнение не типичны в связи с общими пропорциями формы Варианты строения: - неэкспозиционный период с чертами повторного строения, тематический материал не может являться самостоятельным, изначальным; - замкнутое построение, которое не является периодом по структуре, но в количественном отношении подобен и соразмерен с ним
Функциональные отношения частей Выступает в качестве экспозиции и реализует по отношению к целому функцию i-изложение основного материала. Всегда содержит функции развития, обновления, продолжения, контраста.
Масштабные отношения частей (пропорции формы) Форма отличается симметрией, квадратностью структуры. Части в количественном отношении тождественны:
Заключительные каденции частей Функционально разноплановые части четко разграничены, каждая часть завершается каденцией:
в главной или новой тональности (типична модуляция в тональность Д) всегда в главной тональности
Тональный план всей формы Вопросно-ответная структура (универсальный принцип нарушения и восстановления устойчивости):
Т - Д Д - Т
Т - Т Д - Т
         

Основные разновидности простой двухчастной формы

Существует две основные разновидности простой двухчастной формы, которые различаются содержанием и строением 2 части:

  • безрепризная;
  • репризная.