Актуальная(выраженная) (1)—Потенциальная (2)

Марк Акимович Варшавчик.

Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (1863-1918).

«Методология истории » (1910-1913)

Источник—это всякий реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением. Источник—индивидуализированный результат творчества отдельного лица или группы лиц. Источник способен отразить жизнь лишь субъективно, сквозь призму своей психологии.

 

Николай Павлович Загоскин. Источник-- всё то, что способно послужить нам средством к познанию минувшей жизни.

 

1940г. Тихомиров. Источник—всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества, это всё остатки прошлой исторической жизни.

1975 г. Пушкарев.

-каждый источник сложное естьобщественное явление

-любой источник есть единство объективного и субъективного начал

-источник не только отражает реальность, но и сам является её частью

-отличительная черта любого источника—непосредственное отражение реальности.

 

М.А.Варшавчик. Источник—материальный носитель исторической информации, возникший как продукт определённх общественных отношений и непосредственно отражающий какую-то сторону человеческой деятельности.

 

90-е гг. МГИАИ культурологическое толкование истчоника, учли Лаппо-Данилевсокго и ряд других отечественных и зарубежных историков.

 

С.О.Шмидт. Источник—это не только объекты человеческой культуры, но и биопсихики человека и природные факторы.


[Тема 4]. Проблема информации источников.

 

Исторические источники и источники вообще являются носителями информации, на основе которой исследователь реконструирует реальность, объясняя, анализируя, делая вывод и т.д.

Существуют различные трактовки понятия «информация».

Информация—совокупность сведений, необходимых обществу для существования и развития.

Информация—это отраженное разнообразие явлений окружающего нас мира. Информация необходима для общения, управления обществом, деловой деятельности, образовательной, научной и т.д.

Некоторые исследователи предлагают свои информационные концепции. Каждый исследователь стремится к повышению информационной отдачи источника => некоорые исследователь занимаются теорией информации истчоника.

 

Три среза информации:

1 срез: актуальная—потенциальная

2 срез: прямая—косвенная

3 срез: открытая—скрытая

 

(1) это та информация, которая уже используется исследователями (актуализированная).

(2) Это те сведения источников, которым в них имеются, но по каким-то причинам не введены в научный оборот.

 

Процесс работы любого исследователя над источником есть процесс превращения потенциальной информации →актульную.