Урок физики

Акустика хорового пения.

К хоровому пению предъявляются особые акустические требования. К числу наиболее важных из них относятся: степень унисона, точность интервального интонирования и спектральная (тембральная) однородность.

Степень унисона определяет степень согласованности певцов хора по их фонационной частоте (основной частоте колебания связок). Для профессиональных хоров разброс основной частоты фонации составляет в среднем 13 центов.

Не менее важным критерием качества хорового пения является точность настройки интервалов.

Значительно легче производить настройку хора в помещениях, где имеется достаточное количество отражающих поверхностей, — тогда слышимость собственного голоса повышается.

Для слаженного пения певцы должны слышать голоса своих соседей примерно на том же уровне, на котором они поют сами.

Следующим важнейшим фактором, определяющим точность настройки при хоровом пении, являются спектральные характеристики окружающих голосов и собственного голоса.

При пении в хоре исполнитель должен все время ориентироваться на информацию, которую он получает от окружающих голосов. Для того чтобы выяснить, какие именно факторы являются наиболее значимыми для точности настройки в спектральных характеристиках (а следовательно, и в тембре) окружающих голосов и собственного голоса, были проведены эксперименты, которые показали, что к числу этих факторов можно отнести: наличие «общих» обертонов, присутствие высоких обертонов и отсутствие вибрато.

В отличие от сольного пения, где использование вибрато (частотной модуляции) помогает выделению голоса на фоне аккомпанемента и других голосов, при пении в хоре оно крайне нежелательно, т. к. его использование уменьшает вероятность возникновения биений между обертонами и поэтому уменьшает точность настройки в унисон или точность настройки интервалов.

При выступлении или записи хора требуется решение целого ряда акустических проблем: правильное размещение хора в помещении, выбор оптимального времени реверберации, наличие боковых отражающих поверхностей на определенном расстоянии (не более 7 м), расстановка певцов на оптимальном расстоянии внутри хора и т. д.

Тема: «Электромагнитные волны».

 

Цели урока:

  1. изучить свойства электромагнитных волн, углубить знания учащихся в области изучения оптических явлений;
  2. развить умение проводить физический эксперимент, умение сопоставлять факты физической теории с жизнью;
  3. воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Класс:9 «а».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Подготовительная работа:учитель готовит необходимое оборудование для проведения и демонстрации эксперимента, презентацию, раздаточный материал.

Оборудование:наборы для демонстрации свойств электромагнитных волн, мультимедиа проектор, компьютер, доска.

Содержание урока.

  1. Организационный момент. Начало урока.
    1. Добрый день. Прошу садиться.
    2. Повторение материала (явление ЭМИ, электрическое поле, магнитное поле).
    3. Историческая справка: Максвелл теоретически обосновал возможность существования электромагнитных волн (слайд с информацией).

 

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

1. Вопрос на актуализацию знаний (устройства, такие как: мобильный телефон, лампа накаливания, радиоприемник, телевизор, компьютер). Что же объединяет эти все эти устройства?

    1. Электромагнитные волны: все представленные предметы являются источниками или приемниками электромагнитных волн. Запишите в тетрадь тему урока: «Электромагнитные волны» (слайд с темой урока).

 

  1. Изучение материала.
    1. Электромагнитная волна – сложное понятие. Разберём его.

1) Ранее вы уже сталкивались с понятием «волна». Вспомните определение. (Слайд с графическим представлением волнового процесса и его определением) Волна - возмущение, распространяющееся в среде и переносящее с собой энергию.

 

2) Вспомните, какие характеристики волнового процесса вы знаете? – длина волны, частота, период и амплитуда колебаний. (Слайд: динамическое изображение волн, которое помогает учащимся вспомнить и назвать основные характеристики волны - длина, частота, период, амплитуда колебаний).

3) Электромагнитные волны описывают с помощью этих же величин. Запишите в тетрадь: Характеристики электромагнитных волн (Слайд: характеристики электромагнитных волн).

 

4) Ребята, а как вы думаете, что представляет собой электромагнитная волна? Кто видел электромагнитную волну?она представляет собой одновременно существующие в пространстве изменяющиеся по величине электрическое и магнитное поля. Не все электромагнитные волны воспринимаются человеческим глазом, поэтому изображают электромагнитную волну в виде графика изменения электрического и магнитного полей (давайте откроем учебник на странице 183) (Слайд: анимация электромагнитной волны, запись определения).

5) Вспомните, как возникают механические волны, например, на поверхности воды. А теперь рассмотрим механизм возникновения электромагнитных волн.(Слайд: возникновение электромагнитных волн).

6) Предположите, каким свойством обладают объекты, являющиеся источником электромагнитного излучения. – В них должно происходить ускоренное движение заряженных частиц.

 

    1. Обратите внимание на шкалу электромагнитных волн. (Слайд или шкала электромагнитных волн в кабинете, если есть) Каждое устройство работает в своём диапазоне длин волн или, говорят, в своем диапазоне частот. А человеческий глаз устроен так, что только волны из «видимого» диапазона оказывают воздействие на сетчатку, вызывая психологическое ощущение цвета.

 

1. Электромагнитные волны разных частот отличаются друг от друга проникающей способностью, скоростью распространения в веществе, видимостью, цветностью и некоторыми другими свойствами.

2. Так что же они нам несут: вред или пользу?Могут оказывать как положительное, так и отрицательное воз­действие на живые организмы (пояснение).