Валторна

Частотный диапазон: основные тоны для валторны in F составляют 48 Гц (G1 )-698,46 Гц (F5). Полный диапазон достигает 1,5 кГц в нижнем регистре и 5 кГц — в верхнем. Имеется ряд формант: основная в области 340 Гц, менее выраженные в области 750 Гц, 1220 Гц и 2000 Гц.

Динамический диапазон — составляет 40 дБ на низких частотах, 25 дБ — на высоких. В среднем уровни звукового давления достигают 53 дБ-А для тихих уровней (рр) и 86 дБ-С для громких ff).

Переходные процессы — достаточно большое время атаки: до 40-80 мс в нижнем регистре, 20-30мс — в верхнем. Во время атаки также возможно появление коротких импульсов, которые сильнее проявляются при мягкой атаке, что оказывает влияние на тембр инструмента. Характеристика направленности — главный лепесток диаграммы направленности уменьшается по ширине к высоким частотам и имеет некоторый поворот относительно оси (рис. 4.2.65).

Тембр — ровный, мягкий, певучий, хорошо сливающий.

Туба— самый низкий по звучанию медный инструмент, имеет длинную свернутую в несколько раз трубу с большим раструбом. В настоящее время используются тубы различных размеров и диапазонов: теноровая (in В), басовая (in Es) и контрабасовая (in В).

Частотный диапазон: для контрабасовой тубы in В, распространенной в России, диапазон основных частот составляет 30,87 Гц (B0) 349,2 Гц (F4). Полный диапазон 1-1,5 кГц для низких нот, 1,5-2 кГц для высоких, имеется область формант в диапазоне 210-250 Гц.

Динамический диапазон — на расстоянии 16 метров от инструмента можно получить уровень 54 дБ-А (др), 74 дБ-В (mf), 87 дБ-С (ff). Средний используемый динамический диапазон 20 дБ.

— Переходные процессы — время нарастания для низких нот составляет 60 мс (в области С1), для средних — 40 мс (С2), для высоких — 25 мс (СЗ). Таким образом, туба имеет сравнительно с другими медными инструментами короткую атаку, поскольку в спектре у нее имеется мало обертонов и они достаточно быстро устанавливаются.

Характеристика направленности — главный лепесток направлен вверх от раструба, он плавно обостряется к высоким частотам (рис. 4.2.67).

Тембр — суровый, массивный, глубокий.

Орган (лат. organum — орудие, инструмент) — клавишно-духовой инструмент необычайно сложного устройства. Он является одним из красивейших и богатейших по тембру музыкальных инструментов. Типы органов чрезвычайно многообразны: от портативных, использующих один регистр и небольшое количество труб, до гигантов, имеющих свыше 30000 труб и более 200 регистров.

Процесс звукообразования в органе отличается особой спецификой:

— каждая труба основных регистров органа воспроизводит только один тон определенной высоты и тембра, поэтому чтобы воспроизвести огромное многообразие мелодий и тембров, необходимо большое количество труб;

— принцип организации труб в органе матричный (прообраз современных синтезаторов), что позволяет одну и ту же мелодию воспроизвести в разных тембрах и разной тональности;

— возбуждение звуковых колебаний в трубах происходит с помощью специальных механизмов, подводящих энергию сжатого воздуха, музыкант только управляет распределением этой энергии, он не соприкасается непосредственно с вибраторами и резонаторами инструмента (аналогично тому, как это происходит в фортепиано);

— звуки могут продолжаться сколь угодно долго, поскольку зависят от мощности воздуходувного механизма, а не от человеческого дыхания;

— громкость звуков может быть усилена или ослаблена в очень широких пределах (за счет подключения различного количества труб), что позволяет воспроизводить большой динамический диапазон (до 90 дБ);

— исполнитель может создавать огромное многообразие тембров, имитирующих звучание различных инструментов, с помощью специальных механизмов управления;

— звучание каждого органа уникально; поскольку не существует двух одинаковых механизмов, изготовление и настройка каждого органа зависят от конкретного помещения, в котором он будет использоваться. Акустика помещения, в котором установлен орган, имеет огромное значение (помещение служит резонатором, образуя вместе с трубами органа единое звуковое поле), поэтому перенос органа из одного помещения в другое, как правило, нарушает звуковой баланс и ухудшает качество звучания.

Все это в целом позволяет обеспечить при игре на органе такое многообразие динамических и тембральных оттенков музыкальных звучаний, которое не доступно никакому другому музыкальному инструменту.