Деление права на писаное и неписаное. Закон как источник РП.

Сис-ма РЧП, Дуализм РП.

РЧП не было однородным и состояло из нескольких правовых систем, которые возникли в разное время и действовали параллельно..

1. «Юс (ius) цивили» – цивильное право - древнейшая система. Носила узконациональный хар-ер.

Источники: обычаи, законы 12 таблиц, интерпретации юристов.Субъектами были римские граждане. Формально эта правовая система имела высшую юр. силу.

Главным источником обязательств был не договор, а деликт. Важнейшие хар-еристики: 1. формализм. 2. устная форма сделок. 3.Торжественность юридических актов. Формализм – такой порядок юридической оценки актов, в котором юр. значение приписывается только определенной форме акта (если нарушена форма, значит нет самого акта).

2. «Юс генциум». – право народов. Институты цивильного права, доступные перегринам. Нормы Юс генциум заимствованы из практики и торговых обычаев. Со временем нормы права народов стал применять городской претор, благодоря чему оно постепенно превратилось в право общее для римлян и иностранцев, стало частью цивильного права. Право народов заимствовано из цивильного положения о деликтах. А цивильные иски применялись к перегринам посредством фикции.

3. «Юс натурале» - естественное право. В отличие от тех двух это не система правовых норм, а категория возникшая под влиянием греческой философии, которая оказала влияние на развитие юриспруденции. Римские юристы считали, что все люди рождаются свободными.

Дуализм частного права состоял в противопоставлении цивильного и преторского права. Если право народов дополн. Цивильн. Право, то преторское часто ему противоречило. Преторское право возникло благодаря деят-ти городского и перегринского преторов, курульных эдилов, правителей провинций. Источник этой системы – судебная практика. Претор не мог изменять или отменять нормы цивильного права. Не сразу за преторским правом была признана сила закона. Этот процесс шел постепенно. В рез-те деят-ти претора возникли целые правовые институты:

бонитарная собственность, наследование по преторскому эдикту. Если норма цив. права противоречила прет., применялась норма пр.права.

Писаное право – это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими. Неписаное право – это нормы, которые складываются в самой практике. Если правила поведения людей не получают признания и защиты от гос. власти, они остаются простыми обычаями. Если обычаи признаются и защищаются гос-вом, они становятся юр.и обычаями, составляют обычное право, а иногда признаются гос. властью, придающей им форму закона.

Формы права зависели от конкретных условий, определяющих политику гос-ва в определенное время и в определенном месте. Формирование обычаев является результатом их неоднократного применения, где правило, если оно признано гос-вом, превращается в норму, обязательную для применения.

Обычное право представляет собой древнейшую форму образования РП. ( «Морес маирум» – обычаи предков; «юсус» – обычная практика; «комментарии пантификум» – обычаи сложившиеся в практике жрецов). В течении долгого времени писаных законов вообще не было. В этом не было необходимости, можно было обойтись обычным правом. Мнение о том, что в царский (дореспубликанский) период издавались «легес реджиа» - царские законы (Сервий Туллий издал 50 законов о договорах и деликтах) недостоверно. Даже законы 12 таблиц представляли собой кодификацию обычаев.

По мере укрепления и расширения гос-ва неписаное обычное право уступает место закону и другим формам правообразования. Императоры вели борьбу с обычаями, устранявшими действие закона, когда говорили, что перестал применяться (нома закона 12 таблиц о штрафе утратила силу). Обычай значителен, но он не может быть сильнее закона.

В республиканский период законы проходили через народное собрание и назывались «легес». Этот источник права был на первом месте, но законов в республиканском праве издавалось не так много. Огромное распространение получили такие формы римского правообразования как эдикты судебных магистратов и деят-ть юристов.

В период принципата народные собрания не соответствовали новому строю и законы стали издаваться сенатом (сенатусконсульты).

Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом. Императорские законы носили название конституций и существовали в виде: 1) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению. 2)рескрипты – распоряжения по отдельным делам. 3)мандаты – инструкции для чиновников. 4) декреты – решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам.