Этапы планирования доходов предприятия.

Тема 6. Планирование доходов и прибыли предприятия.

1. Этапы планирования операционных доходов предприятия.

2. Планирование формирования операционной прибыли

3. Методы планирования формирования операционной прибыли

В системе управления операционными доходами предприятия их планированию принадлежит центральное место. Оно подчинено главной цели политики управления прибылью предприятия и обеспечивается комплексом ме­роприятий по проведению расчетов отдельных видов операционных доходов на предстоящий период.

Основными исходными предпосылками планирования операционных доходов предприятия являются: раз­работанная производственная программа, определяющая объемы и состав производимой продукции на предсто­ящий период; целевая сумма операционной прибыли, обеспечивающая условия эффективного развития пред­приятия в плановом периоде; разработанная ценовая политика предприятия.

Процесс планирования операционных доходов пред­приятия осуществляется по следующим четырем этапам (рисунок 4.3):

1. Анализ операционного дохода предприятия в пред­плановом периоде. Задачи такого анализа и его глубина должны быть направлены на изыскание возможностей увеличения общей суммы валового и чистого операцион­ного дохода, обеспечение плановых их расчетов необхо­димыми информативными показателями. В процессе осу­ществления такого анализа изучаются:

а) динамика общей суммы валового операционного дохода предприятия в предплановом периоде. При анали­зе динамики операционного дохода должна быть обес­печена сопоставимость цен на реализуемую продукцию. В этих целях на предприятии рассчитывается средний индекс цен по отдельным этапам отчетного периода. Показатели общей суммы валового и чистого операцион­ного дохода предприятия приводятся в сопоставляющий вид по следующей формуле:

где ОДс —сумма валового (чистого) операционного до­хода предприятия в сопоставимых ценах; ОДф —сумма валового (чистого) операционного до­хода предприятия в фактических ценах; Иц— средневзвешенный индекс цен на реализован­ную продукцию по отношению к первому ана­лизируемому периоду. После ценового сопоставления анализируемых пока­зателей определяются темпы изменения общей суммы валового операционного дохода предприятия по отдель­ным этапам отчетного периода. Расчеты осуществляются по формуле средней геометрической:

где Твод—средний темп изменения (роста или сниже­ния) общей суммы валового операционного дохода в рассматриваемом отрезке времени (год или квартал), в %; ВОД,, —общая сумма валового операционного дохо­да в сопоставимых ценах в последнем периоде рассматриваемого отрезка времени (квартала или месяца); ВОД —общая сумма валового операционного дохода в первом периоде рассматриваемого отрезка времени (в первом квартале или месяце); «—количество периодов в рассматриваемом от­резке времени;

б) равномерность формирования валового операционного дохода предприятия. Для характеристики этой равномерности используются обычно показатели среднеквадратического отклонения этих доходов и коэффициента их вариации (алгоритмы расчета этих показателей рассмотрены ранее);

в) соотношение чистого и валового операционного дохода предприятия в анализируемом периоде. В этих целях рассчитывается и анализируется в динамике коэффициент чистого операционного дохода;

г) основные факторы, повлиявшие на изменение суммы валового и чистого операционного дохода предприятия в плановом периоде. В составе эти факторов основное внимание в процессе анализа должно быть уделено: изменению объема производства продукции; изменению состава производимой продукции; изменению уровня цен на отдельные виды продукции; изменению видов и ставок налоговых платежей, входящих в цену продукции (уплачиваемых за счет валового операционного дохода).

Результаты анализа позволяют выявить основные тенденции в развитии валового и чистого операционного дохода предприятия и учесть их в процессе осуществле­ния плановых расчетов.

2. Оценка и прогнозирование конъюнктуры товарно­го рынка.Состояние товарного рынка, на различных сегментах которого предприятие формирует свой вало­вой операционный доход путем реализации отдельных видов продукции, характеризуют такие его элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Соотношение указанных элементов товарного рынка постоянно изме­няется. Это общее состояние динамики, изменчивости товарного рынка представляет собой чрезвычайно слож­ное экономическое явление, поскольку оно формируется под влиянием множества разнородных и разнонаправленных внутрирыночных и общеэкономических факторов.

В то же время, каждому предприятию важно знать, па какую степень активности товарного рынка, его видов и сегментов ему следует ориентироваться при планирова­нии своего валового операционного дохода в процессе реализации производимой продукции.

Степень активности товарного рынка определяется путем изучения рыночной конъюнктуры. Рыночная конъюнк­тура представляет собой форму проявления на товарном рынке (отдельных его видах и сегментах) системы фак­торов (условий), определяющих соотношение объемов спроса и предложения, уровней цен и конкуренции.

Конъюнктура товарного рынка характеризуется опре­деленными конъюнктурными циклами, в рамках каж­дого из которых выделяют следующие четыре стадии: 1) подъем конъюнктуры; 2) конъюнктурный бум; 3) ослабление конъюнктуры; 4) конъюнктурный спад (рисунок 4.4.).

Смена всех стадий конъюнктуры рынка определен­ного вида продукции происходит в среднем за 1-2 года. При этом стадии конъюнктуры товарного рынка могут совпадать, а могут и не совпадать с фазами общеэкономического развития страны. Практика показывает, что конъюнктурный бум на рынке отдельных видов продук­ции может происходить даже в период общеэкономи­ческой депрессии, в то время как конъюнктурный спад в конкретном сегменте рынка может иметь место и в период подъема экономики.

В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью товарного рынка необходимо система­тически изучать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов и сегментов с тем, чтобы формировать эффектив­ную политику операционной деятельности предприятия и определять потенциал развития его операционных доходов. Изучение конъюнктуры товарного рынка в процессе управления операционными доходами предпри­ятия охватывает следующие этапы:

а) текущее наблюдение за рыночной активностью. Оно осуществляется в тех сегментах товарного рынка, в кото­рых предприятие осуществляет (или намечает осуществлять в ближайшее время) свою коммерческую деятельность, связанную с формированием операционных доходов. Текущее наблюдение за состоянием товарного рынка требует формирования целенаправленной системы по­казателей, характеризующих отдельные его сегменты. Среди этих показателей особое внимание должно быть уделено динамике объема спроса в регионе на различ­ные виды продукции, изменению среднего уровня цен и размера ценового диапазона в отдельных сегментах рынка, изменению числа конкурентов и степени их воз­действия на рыночные процессы и некоторым другим. Результаты текущего наблюдения за конъюнктурой товар­ного рынка фиксируются в табличной или графической форме;

б) оценка текущей конъюнктуры товарного рынка. Она осуществляется в процессе анализа, основная цель которого состоит в выявлении особенностей конкретных сегментов товарного рынка и тех изменений, которые происходят на них в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом. Анализ конъюнктуры рынка в разрезе отдельных его сегментов производится в два этапа.

На первом этапе анализа производится расчет системы аналитических показателей, характеризующих состав рыночную конъюнктуру (на основе наблюдаемых информа­тивных показателей). К таким показателям относятся: общий объем продажи данного вида продукции на рас­сматриваемом региональном рынке; уровень удовлетво­рения спроса покупателей на продукцию; темпы роста (снижения) среднего уровня цен на продукцию.

На втором этапе анализа выявляются предпосылки к изменению текущей конъюнктурной стадии данного сегмента товарного рынка. Эти изменения по многим видам продукции связаны с сезонностью их производ­ства или потребления.

В процессе оценки текущей конъюнктуры рынка должны быть выявлены и исключены из анализа ее тен­денций отдельные краткосрочные колебания, вызван­ные действием случайных факторов. К таким факторам относятся: резкие изменения погодных условий; наруше­ния ритмичности работы железнодорожного транспорта; стихийные бедствия; период праздников; паническая реакция покупателей или продавцов на ожидаемые из­менения экономической политики государства и т.п.

в) прогнозирование конъюнктуры товарного рынка. В условиях нестабильности экономического развития стра­ны, отсутствия достоверной информации и по ряду других причин прогнозирование рыночной конъюнктуры огра­ничивается в настоящее время краткосрочным и сред­несрочным периодом, что вполне достаточно для целей планирования операционных доходов. Это прогнозирова­ние осуществляется обычно двумя основными методами: факторным и трендовым.

Факторный метод прогнозирования рыночной конъюнк­туры основан на изучении отдельных факторов, влия­ющих на спрос, предложение, цены и конкуренцию на рынке конкретного вида продукции, и определении воз­можного изменения этих факторов в предстоящем пе­риоде. Эти факторы подразделяются на экономические, демографические, социально-политические и другие. При использовании факторного метода прогнозирования конъюнктуры рынка вначале изучается влияние различ­ных факторов на отдельные его элементы, затем отби­раются наиболее значимые из них (оказывающие на­ибольшее влияние) и строится многофакторная модель регрессии. Ряд крупных предприятии, специализирующихся на производстве и реализации относительно не­большой номенклатуры продукции, могут самостоятельно разрабатывать многофакторные конъюнктурные прогно­зы (вводя всвой штат маркетологов—специалистов по изучению и прогнозированию рынка). Другие предпри­ятия могут приобретать эту информацию у маркетинго­вых фирм, специализирующихся на прогнозировании конъюнктуры рынков отдельных видов продукции. Фак­торный метод используется при среднесрочном прогно­зировании рыночной конъюнктуры.

Трендовый метод прогнозирования конъюнктуры основан на распространении выявленной в процессе ра­нее проведенной оценки конъюнктурной тенденции на предстоящий период. При этом пренебрегают случай­ными факторами воздействия на эту тенденцию. Вместе с тем, следует учесть предстоящие уже известные изме­нения факторов внутрирыночных (например, сокраще­ние поступления конкретных видов сырьевых ресурсов) или общеэкономических (например, изменение систе­мы налогообложения производства и реализации отдель­ных видов продукции; изменение порядка лицензиро­вания и квотирования продукции при осуществлении внешнеэкономических операций и т.п.). Этот метод до­ступен менеджерам любого предприятия, так как бази­руется на результатах текущего наблюдения и оценки конъюнктуры отдельных сегментов товарного рынка. Трендовый метод используется обычно для краткосроч­ного прогнозирования конъюнктуры товарного рынка. С учетом результатов прогнозирования рыночной конъюнктуры осуществляются плановые расчеты суммы валового и чистого операционного дохода предприятия на предстоящий период.

3. Расчет плановой суммы различных видов операци­онных доходов.Этот расчет основывается на использо­вании ряда методов, основными из которых являются:

а) планирование валового операционного дохода на основе разработанной производственной программы (плана производства продукции). Этот метод расчета позволяет увязать планирование валового операционного дохода с ресурсным потенциалом предприятия и уровнем его использования. Базовым показателем расчета плановой суммы валового операционного дохода выступает в этом случае планируемый объем производства товарной продук­ции. Модель расчета плановой суммы валового операцион­ного дохода предприятия при использовании этого ме­тода имеет следующий вид:

где ВОДп — плановая сумма валового операционного до­хода предприятия, рассчитанная на основе производственной программы; ЗГПН — сумма запасов готовой продукции на начало планируемого периода; ЗГПК —сумма запасов готовой продукции на конец планируемого периода; ПГП — суммарный объем производства готовой то­варной продукции в плановом периоде,

б) Планирование чистого операционного дохода на основе разработанной производственной программы. Ба­зовым показателем при этом выступает плановая сумма-валового операционного дохода, рассчитанная на основе производственной программы предприятия. Модель рас­чета этого показателя имеет следующий вид:

гдеЧОДп—плановая сумма чистого операционного до­хода, рассчитанная на основе производствен­ной программы; ВОДп —плановая сумма валового операционного до­хода, рассчитанная на основе производствен­ной программы; НДС —ставка налога на добавленную стоимость (и других налогов, уплачиваемых за счет вало­вого операционного дохода), в %. в) планирование чистого операционного дохода на ос­нове целевой суммы прибыли. Этот метод является наиболее прогрессивным, так как позволяет наиболее полно увя­зать планируемую сумму операционного дохода с зада­чами развития предприятия в предстоящем периоде, обеспечивая необходимый уровень самофинансирования развития операционной деятельности. Базовым показа­телем расчета плановой суммы чистого операционного дохода предприятия в этом случае выступает целевая сумма чистой операционной прибыли (порядок ее форми­рования рассматривается в соответствующем разделе). Модель расчета плановой суммы чистого операционно­го дохода при использовании этого метода имеет следу­ющий вид:

где ЧОДп— плановая сумма чистого операционного до­хода предприятия, рассчитанная на основе целевой суммы прибыли; ЧОПц —целевая сумма чистой операционной прибы­ли, определенная на плановый период; И0 —планируемая сумма операционных издержек; НП—ставка налога на прибыль (и других обяза­тельных платежей за счет прибыли), в %. г) планирование валового операционного дохода на основе целевой суммы прибыли. Базовым показателем при этом выступает плановая сумма чистого операционного дохода, рассчитанного на основе целевой суммы прибыли. Модель расчета этого показателя имеет следующий вид:

где ВОДц —плановая сумма валового операционного до­хода предприятия, рассчитанная на основе целевой суммы прибыли; ЧОДц — плановая сумма чистого операционного до­хода, рассчитанная на основе целевой суммы прибыли; НДС —ставка налога на добавленную стоимость (и других налоговых платежей, уплачиваемых за счет валового операционного дохода), %.

4. Разработка системы мероприятий по обеспечению выполнения плана операционных доходов.Система этих мероприятий разрабатывается в разрезе следующих ос­новных направлений:

а) эффективное осуществление разработанной це­новой политики;

б)использование благоприятной конъюнктуры рынка в отдельных его сегментах;

в) повышение уровня сервисного обслуживания покупателей продукции;

г)предоставление товарного кредита покупателям с целью стимулирования реализации продукции;

д)интенсификация рекламной и информационной деятельности;

е)развитие сети фирменных сбытовых филиалов по реализации продукции;

ж)доведение разработанных планов до центров дохода и прибыли.