Радиомаячные системы посадки
Автоматический радиокомпас
Приводные радиостанции
Приводные радиостанциипредставляютсобойпередающиеустройства, работающие в диапазонесреднихволн на антенныненаправленногодействия. Они предназначены для целейрадионавигации ЛА, оборудованныхавтоматическимирадиокомпасами.
С помощью комплексного использованияприводныхрадиостанций на земле и автоматическихрадиокомпасов на самолетеопределяетсякурсовойуголрадиостанции (КУР). Курсовым углом (КУ) называетсяугол в горизонтальнойплоскостимеждупродольнойосьюсамолета и направлением на какой-либоориентир. КУ отсчитывается вот продольной осы самолета по часовойстрелке в пределах вот 0 к 360°. Если ориентиромслужитназемнаярадиостанция, то КУ, измеренный с помощьюрадиотехническихсредств, называюткурсовымугломрадиостанции (рис.79).
Зная место установки приводныхрадиостанций и определив с помощью АРК КУР экипаж ВС можетрешить ряд задач воздушнойнавигации: полет на радиостанцию (и вот нее), определениеместасамолета и другиезадачи.
Приводные радиостанцииаэродромовмогутбытьиспользованыкакпередатчикисвязи, при отказе на самолете (земле) УКВ средстврадиосвязи. В этом случае диспетчер сообщения экипажу самолетапередает через ДПРС. Экипаж принимаетсообщения на АРК.
Автоматический радиокомпасявляетсяугломернымрадиотехническимустройством и предназначен для непрерывного и автоматическогоизмерения курсового углапередающейрадиостанции. В качествепередающейрадиостанциимогутбытьиспользованыспециальныеприводныерадиостанции и широковещательныерадиостанции (ШВРС). Зная место установки приводныхрадиостанцийна местности и определяя КУР экипаж ВС можетрешитьряд навигационных задач: полет на приводнуюрадиостанцию (иливот нее), осуществлять контроль пути, определятьнавигационные элементы полета, выполнятьзаход на посадку в сложныхметеоусловиях и некоторыедругие.
Одним изсамыхсложных этапов полетаявляетсязаход на посадку и посадка, так как на этом этапе происходятзначительныеизменениярежимовполета (скорость, высота, курс и др.) самолета. На завершающем этапе полета (на посадочнойпрямой) экипаж самолета, долженвыдержатьлинию посадочного курса и глиссадуснижения.. Для созданияпараметровлиниикурса и глиссадысниженияв настоящеевремянаибольшееприменениеполучилирадиомаячныеи радиолокационныесистемы посадки.
Радиомаячной системой посадки самолетов (РМС) называетсякомплекс наземной и бортовойрадиоаппаратуры, выдающейинформациюна приборы, установленные на самолеты, с помощьюкоторойобеспечиваетсязаход на посадку путемопределения в каждыйданный момент положениясамолетаотносительнолиниикурса и глиссадыснижения. Эти системыразработаны и используютсяоколо 30 течение. Первоначально ониприменялись при заходена посадку при ограниченнойвидимостиземли и использовалисьв условияхкогдазавершающий этап захода на посадку выполнялсявизуально. Для повышениярегулярности и безопасностиполетовв сложныхметеорологическихусловиях радиомаячные системы совершенствовались в направлении улучшения их параметров о положении линии курса и глиссады снижения.
Для посадки самолетов в сложныхметеорологическихусловияхпри автоматическом и ручномуправлении ИСАО определила ряд эксплуатационных категорий (посадочныхминимумов), характеризуемыхвысотойпринятиярешения и дальностивидимости на ВПП. Эксплуатационная категория I предусматриваетвыполнениезаходана посадку к высотыпринятиярешения 60 м при дальностивидимости на ВПП не менее 800 м эксплуатационная категорияII— к высотыпринятиярешения 30 м при дальностивидимостина ВПП не менее 400 м эксплуатационный минимум Иiiа — выполнениезахода на посадку, посадки, руление по ВПП при дальностивидимости на ВПП не менее 200 м. К эксплуатационной категорииИiiв относятсязаходы на посадку, посадки, руление на ВПП и рулежнымдорожкам при дальностивидимости на ВПП не менее 50 м.
Категория Иiiс предполагаетзаход на посадку, посадку, рулениепо ВПП и рулежнымдорожкам без возможностииспользованиявнешнихориентиров.
Для обеспечениязахода на посадку по указаннымминимумамнеобходимаопределеннаяточностьвыдачиинформациирадиомаячнымисистемами. В нашейстранепринятаклассификациярадиомаячныхсистем на три категории: РМС-1, РМС- II и РМС- ІII. Классификация осуществляется в зависимости вот точностиинформации, выдаваемой для обеспечениязахода на посадку в техилииныхметеорологическихусловиях.
РМС состоитиз наземного и бортового (самолетного) радиооборудования.
В наземноеоборудованиевходятрадиомаяки:
- курсовой— с контрольнымустройством и аппаратуройдистанционногоуправления;
- глиссадный—с контрольнымустройством и аппаратуройдистанционногоуправления;
- маркерные— УКВ с контрольнымустройством.
В бортовоеоборудованиевходятбортовыеприемныеантенныи приемникисигналов:
- курсового радиомаякаи стрелочныйиндикаторположения с флажковымсигнализатором;
- глиссадногорадиомаякаи стрелочныйиндикаторположения с флажковымсигнализатором;
- маркерного радиомаякас индикатором.
РМС обеспечиваетполучение на борту самолетаинформации:
- о расположениилиниикурса — канал курса;
- о расположенииглиссады — канал глиссады;
- о дальности к началу ВПП в фиксированныхточках—маркерныйканал.
Канал курсасостоитиз наземного курсового радиомаяка(КРМ), излучающегоинформацию о расположениилиниикурса и величинеотклонения вот нее, курсового радиоприемника (КРП) для приемасигналов КРМ и индикаторногоустройства (прибор КППМ и др.) с вертикальнойстрелкой, по которой экипаж самолетаопределяетсторону и величину отклонения вот линиикурса.
Канал глиссадывключаетназемныйглиссадныйрадиомаяк(ГРМ), излучающийсигналы, содержащиеинформацию о расположениирадиотехническойглиссады для выводасамолета на ВПП овраги посадке, бортовойглиссадныйприемник (ГРП) для приемасигналов ГРМ и указательглиссады (горизонтальнаястрелка - КППМ), по которой экипаж определяет сторону и величину отклонения вот глиссады.
В состав маркерного каналавходитназемноерадиотехническоеустройство (МРМ), бортовойрадиоприемник (МРП) и индикатор кода маркерного радиомаяка (звонок, лампочка).