Система учебно-методических средств для

обеспечение самостоятельной работы студентов

Во время самостоятельного прорабатывания учебного материала большое значение для студента имеет учебно-методический пакет, содержание которого предусматривает:

- учебную программу из дисциплины с четким определением содержания и объема аудиторной и позааудиторної учебной работы;

- конспект лекций, опорный конспект;

- основные убирали студентам относительно изучения конкретной дисциплины (в письменной форме) с требованиями к оценке знаний из данной дисциплины;

- методические рекомендации относительно изучения отдельных тем или приобретения практических навыков;

- перечень тем курсовых работ (проектов);

- перечень вопросов, которые выносятся на семинарские занятия;

- пакет контрольных заданий, вопросов, тестов для самопроверки;

- перечень литературы;

- рабочая тетрадь (отчет) для выполнения самостоятельной работы.

Требования относительно составления методических рекомендаций.

С целью помощи студентам в самостоятельном овладении знаниями учебной дисциплины преподавателю рекомендуется подготовить методические рекомендации, основными составляющими которых могут быть:

- тема;

- план;

-литература;

- перечень знаний и умений, которые должны приобрести студенты после прорабатывания темы;

- конкретные задания студенту по каждому внесенному вопросу с методическими советами относительно их выполнения;

- перечень контрольных вопросов для самопроверки.

Рекомендуем преподавателям составлять рабочие тетради (отчеты) для

самостоятельной работы студентов в виде тезисних излаганий, графических

изображений, таблиц систематизированного материала с перечнем вихід-нихданных, полученных во время изучения других учебных дисцип-лін или предыдущих тем из данной дисциплины, перечень заданий из данной темы.

Виды заданий для самостоятельной робот.

В зависимости от особенностей дисциплины преподаватель может давать студентам разные виды заданий самостоятельной работы:

- переработка информации, полученной непосредственно на обязательных учебных занятиях;

- работа с соответствующими учебниками и личным конспек-томлекций;

- самостоятельное изучение отдельных тем или вопросов с разработкой конспекта;

- работа с соответствующей литературой;

- написание рефератов, сообщений;

- творческие задания (доклады, проекты, обзоры и тому подобное);

- выполнение подготовительной работы к лабораторным и практическим занятиям;

- выполнение индивидуальных графиков, расчетных заданий;

- выполнение курсовых работ (проектов);

- подготовка письменных ответов на проблемные вопросы;

- изготовление наглядности;

- составление картотеки литературы по содержанию профессиональной деятельности;

- подбор собственной библиотеки из основных направлений профессиональной діяль-ності. Этот вид учебной деятельности студентов условно можно розділи-ти на три уровни:

- доаудиторна самостоятельная работа;

- аудиторная самостоятельная работа;

- позааудиторна самостоятельная работа.

Самостоятельная работа как вид учебной деятельности будет иметь эффективность при таких условиях:

если эта работа четко организована со стороны преподавателя;

если она с составляющей учебно-воспитательного процесса, а не эпизодическим явлением;

если за самостоятельной работой студентов осуществляется педагогический контроль (оценка и коррекция знаний).

Успеваемость самостоятельной работы студентов определяется прежде всего подготовленностью их к такой учебной деятельности. По своей сути самостоятельная работа предусматривает максимальную активность студентов в разных аспектах:организация умственного труда, поиск гармонии, стремления сделать значение убеждениями.

Позитивная сущность самостоятельной работы всех три уровней лежит в сознательном отношении к учебе.

Основными правилами самостоятельной работы студентов могут быть такие:

- в самостоятельную работу следует входить последовательно;

- выработка собственного режима жизни, учебной деятельности с первого дня учебы;

- последовательность в решении любых дел, в частности учебных
проблем;

- установление собственного интереса к знаниям как основе будущей профессии. Поиск персонального интереса в учебе.

Со временем навыки умственного труда переходят в привычки и становятся естественной потребностью личности.

Преподаватель не ограничивается в выборе других заданий для самостоятельной работы при условии соответствия содержания задания к рабочей учебной программе дисциплины.

Успешное выполнение самостоятельной работы возможно при условии наличия у студентов определенных навыков: умение работать с книгой (составлять план, конспект, реферат); проводить анализ учебного материала (составлять разные виды таблиц, проводить их анализ).

Самостоятельные задания могут выполняться в рабочей тетради, карточках, альбомных листках в виде чертежей, графиков, кроссвордов, анатомических рисунків в альбомах и тому подобное. Лучшие работы как образцы остаются в кабинетах (лабораториях), экспонируются на выставке студенческих работ и тому подобное.

Ориентировочные рекомендации относительно работы студентов с литературой

Прорабатывание материала нужно начинать с прочтения всего текста, параграфу, придерживаясь таких правил:

сосредоточиться на том, которое читает;

выделить суть прочитанного, отбрасывая пустяки;

четко понять мнение автора, поскольку это поможет произвести четкое собственное мнение;

мыслить последовательно и осторожно;

представить то, о чем читаешь.

В процессе работы над темой словотолкования незнакомых и специальных терминов искать в словаре иноязычных слов и в специальных справочниках из соответствующих отраслей науки и производства.

Непонятные места, фразы, выражения перечитывать несколько раз, чтобы понять их содержание.

В тексте встречаются отдельные слова, фразы или целые предложения, выделенные

курсивом, жирным шрифтом, или набранные в разрядку. Это свидетельствует об акценте автора на основном.

После прорабатывания текста необходимо:

- определить основную мысль;

- отделить основные вопросы текста от второстепенных;

- осознать связь между теоретическими положениями и практикой;

- закрепить прочитанное в сознании:

- связать новые знания с предыдущими в данной отрасли;

- перейти к заключительному этапу усвоения записей.

Записи необходимо начинать с названия темы и пособия, фамилии автора, года издания и названия издания. Если это журнал - записывают год, номер издания и заглавие статьи. После этого составить план, то есть короткий перечень основных вопросов текста в логической последовательности.

Составления плана или тезисов логично законченного за смысловым содержанием отрывка текста способствуют лучшему его пониманию. План может быть простым или развернутым, то есть более углубленным, особенно во время прорабатывания дополнительной литературы из этой темы.

После составления плана необходимо перейти к тестированию записей.

Записи необходимо вести разборчиво и четко. Они могут быть короткие или большие, в зависимости от уровня занятий студента, богатства его литературной и профессиональной лексики, навыков самостоятельной работы с книгой. После кропотливого и систематического труда записи должны иметь тезисний характер и быть логично последовательными.

Для удобства пользования записями необходимо оставить поля для заметок и свободные строки для дополнений. Записи не должны быть однообразными. У них необходимо выделять важные места, главные слова, которые акцентируются разным шрифтом или разным цветом шрифтов, подчеркиванием, заметками на полях, рамками, столбиками и тому подобное.

Записи могут быть в виде конспекта, простых или развитых тезисов, цитат, выписок, систематизированных таблиц, графиков, диаграмм, схем.

Конспект (лат. conspectus - обзор) - это короткая, сжатая, последовательно изложена универсальная форма записи основного содержания прочитанного, которая может сопровождаться разными вышеупомянутыми записями.

Составление конспекта сводится к коротким записям содержания каждого заглавию плана, подтверждения основных мыслей, положений примерами. Все вопросы плана должны быть связанные между собой.

Выписки используются при необходимости фиксирования наиболее важных мест, фактов, цифровых данных, точного формирования правил и законов.

Цитата(лат. citate - определить) - это последовательное высказывание, которым подчеркивается положение текста. Она хранит остроту высказывания автора, выписывается последовательно, грамотно и содержит указания на источник сообщения.

Важным элементом конспектирования является умение использовать иллюстрированные работы (схемы, графика, диаграммы) и систематизированы таблицы. Основным недостатком является механическое выполнение иллюстраций, которые не связаны с текстовым материалом.

Преподаватель должен акцентировать внимание студентов на необходимости выполнения графических изображений и систематизированных таблиц и их значения, научить их самостоятельно составлять, анализировать и пользоваться при изучении теоретического материала. .Наприклад, во время изучения кровообращения у животных можно ограничиться рисунком без текста:

Составление тематических графических изображений и таблиц способствует лучшему усвоению однородных явлений, позволяет проследить за развитием одного и того же явления, то есть охватить весь учебный материал темы.

Систематизированные таблицы позволяют обобщить приобретенные знания, анализировать полученную информацию.

Составление иллюстрированных материалов обнаруживает творческую и сознательную активность ' студента к овладению знаниями, обогащает будущего специалиста практическими умениями и навыками к самостоятельному труду.

Конспектирование производит у студента навыки написания рефератов.

Реферат (лат. reffere - докладывать, сообщать) - это короткое изложение содержания любой книги, темы, отдельного вопроса прочитанного источника.

Реферат оформляют в виде свободной записи, придерживаясь последовательности фактов согласно источникам, и сопровождая текст выписками, цитатами, иллюстрированными материалами.

Необходимо научить студентов пользоваться большим количеством источников для написания реферата. Это дает возможность более полноценно осветить тему и научиться сопоставлять высказывания, мысли, цифровые данные разных авторов, разных лет издания, которое способствует выработке собственного мнения студента и является движущим фактором формирования элементов исследовательского мышления.