Конструкция

Электродвигатель НБ-431А

Электродвигатель НБ -431А является приводом компрессора КТ-6, питающего сжатым возду­хом тормозную и пневматическую сети электровоза.

Основные тех­нические данные электродвигателя:

Мощность 21 кВт  
Напряжение 3000 В  
Ток якоря 9,5 А  
Частота вращения 440 об/мин  
К. п. д. (без демпфера) 80,5%  
Сопротивление резистора, постоянно вклю-    
ченного в цепь якоря 27 Ом  
Сопротивление обмотки якоря при 20°С 22 Ом  
Сопротивление катушек главных полюсов при  
20°С 12 Ом
То же добавочных полюсов при 20°С 6 Ом
Режим работы повторно-крат-
  ковременный,
  ПВ - 50%
Количество вентилирующего воздуха 14 м3/мин
Нажатие на щетку 1,17-1,47 кгс/см2
Масса 1085 кг

Электродвигатель четырехполюсный с последовательным возбуждением. Остов электродвигателя от­лит из стали и имеет цилиндрическую форму. Сердечники главных полюсов собраны из листовой стали в пакеты, которые скреплены заклепками - стержнями. Добавочные полюсы выполнены из толстолистового проката. Катушки главного и добавочного полюсов изготовлены из медного провода марки ПБД диаметром 1,81 мм;

число витков катушки:

- главного полюса - 564;

- добавочного полю­са - 393.

Корпусная изоляция катушек главного и добавочного полюсов состоит из шести слоев лакоткани толщиной 0,2 мм, покровная изо­ляция - из одного слоя киперной ленты толщиной 0,45 мм, уло­женных вполуперекрышу.

Обмотка3якоря - волновая (рис. 17). Секции обмотки якоря закреплены на сердечнике проволочными бандажами, а лобовые соединения - бандажами из ориентированных стеклонитей, пропитанных полиэфирным лаком.

Корпусная изоля­ция секций выполнена лакотканью толщиной 0,1 мм в девять слоев и тафтяной лентой 0,25 мм одним слоем встык.

Траверса поворотного типа с четырьмя щетко­держателями.

Щетки марки ЭГ-2А размерами 10 х 25 х 50 мм.

Якорные подшипники роликовые. Со стороны коллектора установ­лен фиксирующий роликоподшипник ЗН92317К1Т1, с противопо­ложной-плавающий ЗН32417К1Т1.

Вентиляция электродвигателя независимая.

Электродвигатель может работать без вентиляции в режиме повторно-кратковремен­ного включения ПВ-20%. С компрессором вал двигателя соединен упругой муфтой.

До электровоза ВЛ8 №019 электродвигатели выпускались со схе­мой соединения обмоток, обеспечивающей направление вращения против часовой стрелки.

Последующие машины имеют схему соединений и направление вращения по часовой стрелке, если смотреть со стороны коллекто­ра (рис. 18).

Изменение направления вращения и схемы соединения обмоток двигателей НБ-431А было необходимо вследствие изменения заво­дом-поставщиком направления вращения вала и компрессора КТ-6.