Рессорное подвешивание

Техническое обслуживание в эксплуатации

Буксы

На электровозах ВЛ8 применяют буксы со сферическими (на электровозах первых выпусков) и цилиндрическими роликовыми подшипниками.

В процессе эксплуата­ции необходимо вести наблюдение за работой буксового узла:

1.Проверять нагрев букс: при нормальной работе роликовой буксы температура ее наружных поверхностей не должна превы­шать температуру окружающего воздуха более чем на 30°С. На­ибольшая температура наружных частей буксы во всех случаях не должна превышать 70°С. Основные причины повышенного нагрева буксовых узлов с роликовыми подшипниками следующие:- недоброкачественность и недостаточное количество смазки; - повреждение роликовых подшипников;

- попадание в подшипники песка и механических примесей;

- неправильная сборка подшипников и других деталей узла;

- заедание в лабиринтном уплотнении или сильное трение уплотнительного кольца и др.

2. Следить за отсутствием течи масла.

3. Проверять состояние креплений буксового узла.

Кроме технического обслуживания, буксы должны подвергаться ревизии. Ревизию букс производят в соответствии со специальной инструкцией. Надежность работы роликоподшипниковых букс, как узлов высокой точности изготовления, во многом зависит от каче­ства монтажных работ и соблюдения при этом всех изложенных ниже требований.

Сборка и разборка буксы со сферическими роликовыми подшипни­ками

Участки сборки и разборки роликовых букс должны быть за­щищены от попадания грязи, пыли, влаги и т.п. Монтажу букс должна предшествовать подготовка роликоподшипников, деталей букс и колесных пар. Все детали букс должны быть промыты чистым фильтрованным керосином с обязательной последующей протир­кой чистой ветошью насухо.

Колесные пары перед сборкой роликовых букс очищают от гря­зи, пыли и металлической стружки. Посадочные поверхности под подшипники, галтели и сопряженные с подшипниками поверхности деталей необходимо непосредственно перед сборкой внимательно осмотреть, обнаруженные, заусенцы удалить, коррозионные пятна зачистить. Новые подшипники, подлежащие установке в буксу, ре­комендуется извлекать из заводской упаковки непосредственно перед сборкой. Подшипники, оставшиеся от сборки, подлежат не­медленной консервации и упаковке.

Подшипникипосле промывки тщательно осмотреть; при обна­ружении дефектов и повреждений, не обеспечивающих нормальную работу подшипников, последние бракуют. Коррозионные пятна на дорожках качения и роликах должны быть тщательно удалены вой­локом или сукном, смоченным в окиси хрома, разведенной в мине­ральном масле до получения сметанообразной массы. После удале­ния коррозии подшипники промыть вторично.

Для новых сферических подшипников радиальный зазор должен быть в пределах 0,17 - 0,23 мм. Для установки на одну шейку оси ко­лесной пары подшипники подбирают с разностью радиальных за­зоров не более 0,03 мм. Проверку радиального зазора производят введением щупа между нижним роликом и внутренним кольцом подшипника, свободно подвешенного на валу. За радиальный зазор подшипника принимают среднее арифметическое значение резуль­татов четырех измерений с поворотом внутреннего кольца относи­тельно наружного на 90°.

Перед монтажомосмотреть корпус буксы, не допуская к монта­жу корпуса с вмятинами, забоинами, заусенцами и пылью на поса­дочной поверхности. Сборку буксы со сферическими роликоподшип­никами рекомендуется производить в следующем порядке:

1. Установить упорное кольцо 10 (рис. 131), нагретое до темпе­ратуры не свыше 150°С и обеспечивающее натяг 0,07 - 0,145 мм. В этом случае щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить между торцовой поверхностью лабиринтного кольца и угольником, уста­новленным на шейке оси.

2. На упорное кольцо надеть крышку 9, предварительно запол­нив канавки крышки консистентной смазкой ЖРО (ТУ 32ЦТ- 015 - 71).

3. Надеть на шейку оси внутренний подшипник 1 большим диа­метром конуса внутреннего кольца в сторону торца оси, предвари­тельно заполнив пространство между роликами со стороны задней крышки консистентной смазкой.

4. Запрессовать втулку 2, следя за тем, чтобы сферический роли­ковый подшипник был плотно пригнан к торцу упорного кольца.

5. В такой же последовательности надеть второй: - подшипники запрессовать втулку.

 

Рис. 131. Букса со сферическими ро­ликовыми подшипниками:

1 - сферический роликовый подшипник; 2 - втулка; 3 - болт; 4 - проволока; 5 - пластина стопорная: 6 и 9 - передняя и задняя крышки; 7 - гайка; 8 - корпус буксы; 10 - кольцо упорное; 11 - фитиль; 12 - накладка (стрелками показаны места смазки);

 

Рис. 132. Букса с цилиндрическими ро­ликовыми подшипниками;

1 - кольцо малое дистанционное; 2 - кольцо упор­ное фасонное;

3 - болт; 4 - проволока; 5 - пластина стопорная; 6 и 12 - передняя и задняя крышки; 7 - гайка; 8 - корпус буксы; 9 - подшипник ЦКБ-553; 10 - кольцо большое дистанционное; 11 - подшипник ЦКБ-552; 13 - упорное кольцо; 14 - фитиль; 15 - накладка (стрелками указаны ме­ста смазки);

Сборка и разборка буксы с цилиндрическими роликовыми подшип­никами

С 1963 г. на электровозах BJI8 в буксы устанавливают ци­линдрические подшипники ЦКБ-552 и ЦКБ-553 на горячей посадке, обеспечивающие высокую работоспособность. В конструкцию буксы, принятой для серийного внедрения, внесены конструктивные усовершенствования для обеспечения одновременной нагрузки большего числа роликов по сравнению со сферическими подшипни­ками и улучшения условий работы цилиндрических подшипников.

Подготовка к монтажу букс с цилиндрическими подшипниками ведется так же, как и букс со сферическими подшипниками. Ра­диальный зазор должен быть в пределах 0,11 - 0,175 мм. На одну шейку оси колесной пары устанавливают подшипники с разницей в зазорах не более 0,03 мм. Среднее значение натягов для посадки колец на шейку оси и в буксу 0,035 - 0,065 мм.

После установки кольца 13 (рис. 132) на шейку оси последова­тельно устанавливают внутреннее кольцо заднего подшипника 11. малое дистанционное кольцо 1, внутреннее кольцо переднего под­шипника 9 и упорное фасонное кольцо 2, после чего на переднюю часть оси навинчивают и затягивают гайку 7. При этом торец сза­водским номером у колец подшипников должен быть обращен на. ружу (к торцу шейки оси).

Внутренние кольца перед посадкой на шейку оси нагревают в ванне с трансформаторным или дизельным маслом до темпера-

туры 100 - 120°С. Дистанционные и упорные кольца устанавливают в холодном состоянии. По мере остывания внутренних колец гайку необходимо подтянуть ключом. Щупом проверяют прилегание тор­цовых поверхностей малого дистанционного кольца к внутренним кольцам подшипников и внутреннего кольца заднего подшипника к лабиринтному кольцу. При этом щуп толщиной 0,05 мм не дол­жен проходить. После остывания колец гайку и упорное кольцо снимают. К корпусу буксы 8 крепят болтами заднюю крышку 12.

В корпусе буксы последовательно устанавливают наружное кольцо с роликами заднего подшипника, большое дистанционное кольцо 10 и наружное кольцо с роликами - переднего подшипника. Между роликами и кольцами подшипника, а также в канавки лаби­ринтного уплотнения закладывают консистентную смазку. Корпус буксы надевают на внутренние кольца, устанавливают упорное фа­сонное кольцо, навинчивают, затягивают и стопорят гайку.

Демонтаж буксы производят в обратном порядке.

Разборку сферической буксы производят в обратном порядке.

Назначение и конструкция. Рессорное подвешивание электровоза служит для смягчения ударов, воспринимаемых неподрессоренными деталями при прохождении по неровностям пути, и равномерного рас пределения вертикальной нагрузки между колесными парами.

 

 

Рис. 133. Рессорное подвешивание (стрелками указаны места смазки)

Оно со­стоит из комплекта листовых рессор 1 (рис. 133), комплекта цилин­дрических пружин 7, продольных балансиров 2, подвесок 3, соединительных чек 4 и других деталей. По концам коренные листы рессор и продольные балансиры имеют овальные отверстия для установки накладок 5. Нижней поверхностью хомута рессора через верхнюю обойму 8, комплект цилиндрических пружин 7 и нижнюю обойму 6 передает нагрузку на буксу.