АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Прибыль по своему экономическому содержанию является частью чистого дохода, остающейся в распоряжении предприятия и используемой им для финансирования хозрасчетной деятельности после отчислений в бюджет первоочередных платежей.
На предприятии прибыль служит источником капитальных вложений и формирования собственных оборотных средств, а определенная ее часть используется для материального стимулирования работников предприятия.
Прибыль является конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия и определяется как разность между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство.
От величины прибыли зависит размер отчислений на производственное и социальное развитие предприятия, на поощрения, поступления в бюджет, распределение национального дохода, то есть в росте прибыли заинтересованы как каждое отдельное предприятие, так и государство в целом. Поэтому на каждом предприятии необходимо систематически проводить анализ формирования, распределения и использования прибыли. Основными задачами анализа прибыли предприятия являются:
- определение обоснованности установления плановых заданий по прибыли;
- выявление влияния факторов на отклонение фактической прибыли от плановой;
- определение направлений распределения и использования прибыли;
- выявление резервов увеличения прибыли;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Для анализа выполнения плана прибыли используются формы бухгалтерской отчетности № 1 «Баланс предприятия», № 2 «Отчет о финансовых результатах», № 3 «Отчет о движении финансовых средств», № 4 «Отчет о собственном капитале», планы экономического и социального развития предприятий.
При анализе финансовых результатов используются следующие показатели прибыли:
- балансовая прибыль;
- прибыль от реализации продукции основной деятельности (работ, услуг);
- прибыль от прочей реализации;
- доходы (убытки) от внереализационных операций;
- налогооблагаемая прибыль;
- расчетная (чистая) прибыль.
Показатели качества продукции являются основными признаками, по которым проводится аттестация продукции по двум категориям – высшей и первой. Не аттестованные по этим категориям изделия подлежат снятию с производства (в виде исключения можно).
Анализ качества продукции проводится по данным годового и текущих отчётов предприятия о техническом уровне и качестве произведённой продукции. Основными показателями, характеризующими качество продукции, являются:
1) сортность – в лёгкой и некоторых др. отраслях промышленности;
2) зольность, влажность, наличие серы – в угольной промышленности;
3) содержание металла в руде – в металлургической промышленности;
4) наличие примесей – в отдельных производствах;
5) специальные технико-экономические показатели качества продукции – надёжность, долговечность, полезность и др.
Сортность продукции характеризуют удельный вес продукции высшей категории качества или 1-го сорта в общем объёме произведенной продукции и удельный вес каждого сорта в общем объёме или средний коэффициент сортности.
Удельный вес продукции высшей категории качества (или 1-го сорта):
К вкк(1с) =
где: ВПвкк(1с) – стоимость продукции высшей категории качества (1-го
сорта), грн.;
ВП – стоимость общего объёма выпуска продукции, грн.
Средний коэффициент сортности продукции (удельный вес каждого сорта) представляет собой отношение стоимости выпущенной продукции в целом к стоимости её по цене 1-го сорта:
Кср =
При анализе качества продукции устанавливается соответствие продукции стандартам и техническим условиям, наличие рекламаций – претензий потребителей продукции о несоблюдении качества поставляемой продукции. Выявляются объёмы и номенклатуры забракованных изделий, причины возникновения брака. Устанавливаются потери от штрафных санкций и лица, виновные в допущенном браке. Выявляются также причины и факторы, повлиявшие на технический уровень и качество выпускаемой продукции.
Заключительным этапом анализа является разработка мероприятий по улучшению качества выпускаемой предприятием продукции и даётся экономическая оценка эффективности реализации вариантов принимаемых решений.