Основные задачи и направления

КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ПРИРОДЫ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Лекция 1

 

Современные достижения науки и техники позволяют поста­вить перед географией и другими науками о Земле задачи пол­ного исследования природы с целью ее познания, учета ресурсов, разработки методов их рационального использования и охраны. Установить и вычислить с требуемой точностью, территориальное (пространственное, трехмерное) рас­пределение природных богатств, выявить возможности и средства их добычи и восстановления, предсказать новые районы рацио­нальной эксплуатации. Разработка оценочных и прогнозных карт получила широкое развитие в последние десятилетия.

Сфера применения карт расширяется. При всех видах планирования и проектирования сельскохозяйственного производства, оценки при­родных условий для инженерных сооружений разного типа, ра­ботах с целью использования природных ресурсов в настоящее время без карт не обойтись. В последние десятилетия картогра­фический метод стал необходим в ряде новых отраслей знаний: медицинской географии, планетологии и др. Создаются новые ти­пы карт: оптимизации природной среды, охраны природы, космогеологические, космотектонические и др. Возрастает значение карт для образования и культуры, для научной организации и руководства использованием территориальных природных и соци­ально-экономических комплексов.

Задачи и тематика картографирования природы разнообраз­ны. В целях более глубокого ее изучения выделяют две стороны картографирования: содержательную (географическую), основы­вающуюся на изучении законов природы для разработки принци­пов и методов создания карт на основе достижений наук, и тех­ническую, разрабатывающую методы объективной и точной фиксации явлений, их изображения, графической переработки, размножения и издания. Технические процессы соз­дания карт являются общими для карт разного содержания и рассмотрены достаточно подробно в учебнике К. А. Салищева «Проектирование и составление карт».

Картографический метод познания действительности — один из основных методов изучения природы. Он включает создание карт: в результате непосредственного наблюдения явлений при по­левых и стационарных исследованиях; по некартографическим источникам, в том числе результатам математических и химических методов исследования; по картографическим источникам разной тематики путем ши­рокого применения методов генерализации, совмещения и инте­грирования показателей, т. е. составление по одним картам дру­гих карт нового или обобщенного содержания.