Состав, структура и динамика знания
Знание и вера
Проблема взаимоотношений знания и веры имеет дав-
нюю истории. Она активно обсуждалась в средневековой
схоластической философии.
Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители
понимали последнее как целостное всеединство, которое обра-
зуется как синтез эмпирического познания (опытные науки),
отвлеченного мышления (философия) и веры (теологии).
В последние годы, особенно в связи с кризисными явле-
ниями мировой цивилизации конца XX в., растет интерес к
эзотеризму как одному из вненаучных способов духовного
освоения мира.
Эзотернзм может представать либо как самостоятельное
формообразование, либо как элемент других форм освоения
действительности (религиозной, художественной и др.— и
даже научной), с которыми эзотеризм постоянно взаимодей-
ствует.
Познание есть разновидность духовного производства, ре-
зультатом которого выступает знание в многообразных своих
формах, о которых уже шла речь.
По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и
рационального в познавательном процессе в истории филосо-
фии существовали две прямо противоположные точки зре-
ния — сенсуализм и рационализм.
Рационалисты (от латинского ratio —разум, мышле-
ние), опираясь прежде всего на успехи математики, стреми-
лись доказать, что всеобщие и необходимые истины (а они
несомненно существуют) не выводимы непосредственно из
данных чувственного опыта ц его обобщений, а могут быть
почерпнуты только из самого мышления.
Чувственное познание (или живое созерцание) осущест-
вляется посредством органов чувств — зрения, слуха, осяза-
ния н др., которые у человека есть «продукты всемирной
истории», а не только биологической эволюции.
Ощущения представляют собой отражение в сознании
человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредст-
венно воздействующих на органы чувств.
Восприятие — это целостный образ предмета, непосред-
ственно данный в живом созерцании в совокупности всех
своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.
Представление — это обобщенный чувственно-нагляд-
ный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в
прошлом, но не воспринимаемого в. данный момент.
Рассудок — исходный уровень мыш-
ления, на котором оперирование абстракциями происходит в
пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого
стандарта.
Формы мышления (логические формы) — способы отраже-
ния действительности посредством взаимосвязанных абстрак-
ций, среди которых исходными являются понятия, суждения
и умозаключения.
Суждение — форма мышления, отражающая вещи, явле-
ния, процессы действительности, их свойства, связи и отно-
шения.
Классический пример умозаключения:
1. Все люди смертны (посылка).
2. Сократ — человек (обосновывающее знание).
3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание,
называемое заключением или следствием).
Глава XII
наука