НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ.

Приложение 2

Показатели речевого развития Время появления в норме
Употребляет местоимение "Я" 2 года 3 мес.
Адекватно использует названия цветов 2 года 6 мес.
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.) К 3 годам
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде К 3 годам
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями С 2 лет 1 мес.
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи К 3 годам
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи С 2 лет 3 мес.
Произносит твердые звуки С, 3, Ц С 2 лет 1 мес.
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей К 3 годам
Начинает подбирать рифмы к словам С 3 лет
Показатели речевого развития Время появления в норме
Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов 3 года 6 мес.
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами С 3 лет
Использует в речи приставочные глаголы 3 года 1 мес.
Появляется словотворчество С 3 лет
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук) К 4 годам
Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р К 4 годам
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи К 4 годам
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту К 4 годам
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки К 4 годам
Показатели речевого развития Время появления в норме
Использует родовые названия предметов С 4 лет 6 мес.
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии 4 года 6 мес.
Может подбирать к словам антонимы К 5 годам
Продолжается словотворчество В течен. дошк. детства
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак) С 4 лет 6 мес.
Определяет наличие звука в слове С 4 лет 6 мес.
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) К 5 годам
Может составить рассказ по картинке или серии картинок К 5 годам
Начало формирования внутренней (планирующей) речи К 5 годам
Звукопроизношение полностью соответствует норме С 4-5 лет
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Возраст Развитие
2 недели Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать.
0-2 месяца Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы.
1 месяц Успокаивается песней.
3 месяца Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.
3-4 месяца Реагирует на громкость, интонацию.
5-6 месяцев Слушает разговор, активно гулит.
6 месяцев По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику.
8 месяцев В лепете остаются только звуки родного языка.
К 1 году Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам.
2 года Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой.
3 года Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха.
4 года Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении.
5 лет Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух.
6 лет Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами.
7 лет Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Возраст Развитие
2 месяца Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х.
3-4 месяца Характер гуления меняется, появляется лепет.
5 месяцев Неосознанное повторение звуков.
6 месяцев Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги.
8 месяцев Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма».
1-2 года Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М.
2-3 года Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.
4-5 лет Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч.
5-6 лет Р, Л.
СЛОВАРЬ
Возраст Развитие
Около 1 года Появляются первые слова, но произношение нарушено. 12-20 слов («ама» - кушать,«бух» - падать, уронить). Слоговая структура нарушена. существительные – 80% глаголы – 20% прилагательные местоимения, наречия служебные части речи
Около 2 лет 200-300 слов существительные – 75% глаголы – 20% 5 % - прилагвтельные, местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там).
Около 3 лет 1500 слов местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша). служебные части речи – простые предлоги, союзы.
Около 4 лет 1900 слов местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше). служебные части речи – используют сложные союзы.
Около 5 лет В словаре 2000-2500 слов.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Возраст Развитие
1 год Закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям.
К концу 1, началу 2-ого года Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности.
II половина 2 года Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов.
К концу 2-ого года Появляется грамматическое оформление предложения.
3 года Развивается понимание речи, развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложения. Используется диалогическая речь. В игре возникают новые виды речи: -речь-сообщение; -речь-инструкция; -монологическая; -контекстная.
4-5 лет Переход от ситуативной речи к контекстной. Активно вступают в разговор, участвуют в беседе, пересказывают сказки, рассказывают по игрушкам и картинкам. Не умеют правильно формулировать вопросы.
Старший дошкольный возраст Активно участвуют в беседе, полно отвечают на вопросы, формулируют вопросы, осваивают описание, повествование, рассуждение, с опорой на наглядный материал, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Возраст Развитие
2 года Постепенное формирование грамматических категорий. Ребенок использует в речи предложения, состоящие из нескольких слов, строящихся по принципу нанизывания слов друг на друга. Предложения без соответствующего грамматического оформления, в словах неправильные окончания.
3 года Самостоятельно употребляют наиболее простые грамматические конструкции. При общении используют структуру простого распространенного предложения. Использует в речи правильные окончания.
4 года Говорит грамматически правильно оформленными предложениями, в которых лишь изредка мелькают ошибки при согласовании редко встречающихся в речи или впервые встретившихся ребенку слов.
5-6 лет Высказывания достаточно пространственные, улавливается определенная логика изложения, дети свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов.
Т.о. к концу дошкольного периода дети должны владеть грамматически правильно оформленной фразовой речью.