Духовный хлеб

Приложение: о Проскомидии

Из одной из просфор вырезается середина в форме куба: она называется ангцем. Агнец в третьей части литургии прелагается в Тело Христово.

Из второй просфоры вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы.

Из третьей вынимается девять частиц в честь девяти чинов святых. Первые семь частиц в честь Иоанна Крестителя, ветхозаветных пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, безсребренников соответственно. Восьмая частица вынимается в честь Иоакима и Анны, святых во имя которых освящен храм и святых, память которых совершается в данный день. Девятая частица вынимается в честь Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых, а из пятой о усопших.

 

 

Но прошение о хлебе насущном не ограничивается одними материальными благами. Необходимо просить у Бога пищи и для души. Человек состоит не только из тела, но и духа. Жизнь духа гораздо важнее жизни телесной. Соответственно необходимо заботиться и о пище душевной.

Такой пищей для человека является слово Божие, а также Тело и Кровь Христовы. Сам Иисус Христос говорит нам об этой душевной пище: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4).

Полноценная жизнь человека продолжается не благодаря только вещественному хлебу, но и благодаря духовному, а именно слову Божиему. Это можно видеть на примере многих святых. Занимаясь преимущественно Словом Божиим, изучая Священное Писание, они совсем забывали о вещественном хлебе, и если вкушали его, то в самом малом, необходимом для них количестве, и притом не каждый день.

«Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6, 55), – говорит Христос Своим ученикам. Эти слова Господа указывают на духовную пищу, так как приобщение Его пречистой Плоти и Крови питает, укрепляет и возвышает души истинно верующих.