Вопрос #24. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.

Вопрос #23. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории

Существует множество подходов к определению характера исторического процесса, однако все подходы могут быть отнесены к двум основным: линейному (по одним и тем же законам) и нелинейному (совершенно по-разному, что существуют совершенно различные линии развития).

 

Линейный подход рассматривает историю как единый процесс поступательно восходящего (или нисходящего) развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества.

 

Сущность нелинейного подхода к истории состоит в том, что история человечества подразделяется на некоторое число совершенно самостоятельных образований - локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самобытную историю, отличается уникальностью культурно-исторических событий

 

 

Отличие формационного и цивилизационного подходов к развитию общества сводится к следующему:формация – категория социально-экономическая, то цивилизация – понятие социокультурное. Цивилизационный подход базируется не на выделении в качестве главного фактора развития общества уровня производительных сил, экономического базиса, а на выделении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей.Отсутствует абсолютизация общественных законов, якобы стоящих над людьми и предписывающих их уклад жизни. Подчеркивается сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозных и других факторов.Цивилизационный подход не абсолютизирует единство исторического процесса, хотя оно и не отрицается. В рамках этого подхода отмечается необходимость учета того самобытного, что есть в истории каждого народа. Исторический процесс носит вариативный характер. Развитие цивилизаций здесь носит цикличный характер, предстает как круговорот цивилизаций.

 

Слово «культура» в переводе с латинского в древности означало «возделывание», «обработка», «уход». Первоначально оно применялось для обозначения продуктов земледельческого труда. Культура – «вторая природа», т.е. искусственное, созданное человеком. Современные ученые сгруппировали многочисленные определения культуры в несколько основных подходов, среди которых можно выделить следующие: описательный, технологический, деятельностный, игровой, диалогический, психологический, ценностный и т. д.