Вопрос #1. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Мировоззренческие основы идеологии белорусского народа

Выводы

Транзитивное замыкание отношений

Введем понятие транзитивного замыкания, связанное с бинарными отношениями, которое понадобится в дальнейшем.
Определение 11. Пусть отношение задано на декартовом квадрате некоторого множества . Транзитивным замыканиемотношения называется новое отношение , состоящее из кортежей , для которых выполняется:
либо кортеж ,
либо найдется конечная последовательность элементов , такая, что все кортежи принадлежат отношению .
Очевидно, что .
Пример 7. Пусть множество представляет собой следующее множество деталей и конструкций:
= {Болт, Гайка, Двигатель, Автомобиль, Колесо, Ось}
причем некоторые из деталей и конструкций могут использоваться при сборке других конструкций. Взаимосвязь деталей описывается отношением ("непосредственно используется в") и состоит из следующих кортежей:
Таблица 5 Отношение R

Конструкция Где используется
Болт Двигатель
Болт Колесо
Гайка Двигатель
Гайка Колесо
Двигатель Автомобиль
Колесо Автомобиль
Ось Колесо

Транзитивное замыкание состоит из кортежей (добавленные кортежи помечены серым цветом):

Таблица 6 Транзитивное замыкание отношения R

Конструкция Где используется
Болт Двигатель
Болт Колесо
Гайка Двигатель
Гайка Колесо
Двигатель Автомобиль
Колесо Автомобиль
Ось Колесо
Болт Автомобиль
Гайка Автомобиль
Ось Автомобиль

Очевидный смысл замыкания состоит в описании включения деталей друг в друга не только непосредственно, а через использование их в промежуточных деталях, например, болт используется в автомобиле, т.к он используется в двигателе, а двигатель используется в автомобиле.

Множество - это неопределяемое понятие, представляющее некоторую совокупность данных. Элементы множества можно отличать друг от друга, а также определять, принадлежит ли данный элемент данному множеству. Над множествами можно выполнять операции объединения, пересечения, разности и дополнения.
Новые множества можно строить при помощи понятия декартового произведения (конечно, есть и другие способы, но они нас в данный момент не интересуют). Декартово произведение нескольких множеств - это множество кортежей, построенный из элементов этих множеств.
Отношение - это подмножество декартового произведения множеств. Отношения состоят из однотипных кортежей. Каждое отношение имеет предикат отношения и каждый n-местный предикат задает n-арное отношение.
Отношение является математическим аналогом понятия "таблица".
Отношения обладают степенью и мощностью. Степень отношения - это количество элементов в каждом кортеже отношения (аналог количества столбцов в таблице). Мощность отношения - это мощность множества кортежей отношения (аналог количества строк в таблице).
В математике чаще всего используют бинарные отношения (отношения степени 2). В теории баз данных основными являются отношения степени . В математике, как правило, отношения заданы на бесконечных множествах и имеют бесконечную мощность. В базах данных напротив, мощности отношений конечны (число хранимых строк в таблицах всегда конечно).

Философия - одна из форм мировоззрения; особая наука со своим предметом исследования; особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности.

 

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и на место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и себе; а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

 

Отношение «человек - мир», «Я - не -Я» является главным предметом мировоззренческого внимания.

 

Мировоззренческое освоение мира и человечеством, и отдельным человеком можно представить в виде трехступенчатого процесса: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. На первой ступени совершается чувственная фиксация мира, на второй возникает его целостный эмоционально-переживаемый образ, на третьей – рационально-теоретическое осмысление. Мироощущение и мировосприятие как зачаточные формы мировоззрения присущи любому человеку. Для овладения мировоззрением в абстрактно-понятийном виде требуются значительные интеллектуальные усилия.

 

Развитое мировоззрение структурно организовано: 1) знания о внешнем мире, самом человеке и отношении между ними; 2) ценности – духовные ориентации на значимые для человека предметы и виды деятельности; 3) убеждения – идеи, которые принимаются как безусловно истинные и кладутся в основу жизненной позиции личности; 4) воля к действию – способность и готовность воплотить усвоенные знания, ценности и идеалы в практические дела. Иными словами в мировоззрении можно выделить два крупных блока (что такое мир и что такое Я) и аксиолого-праксеологический (как следует жить в этом мире).

 

Выделяют также исторические типы мировоззрения. Высший среди них – философское. Его генетическими предшественниками были мировоззрение мифологическое и религиозное. Важнейшими чертами мифологии являются синкретизм (слияние человека с природой), антропоморфизм (перенесение человеческих качеств на неживой и живой мир), социоморфизм (вера в реальное существование множества вымышленных человекообразных существ, отношения между которыми уподобляются отношениям людей в обществе). В религиозном мировоззрении, которое выросло на основе мифологического, постулируется наличие надчеловеческой, сверхъестественной креативной силы (Бога). Ссылки на нее обеспечивают объяснение всего сущего. Вместе с тем, здесь просматриваются зачатки абстрактного мышления, отрыв сознания от чувственно-предметной конкретики.

 

В отличие от мифологического и религиозного, философское мировоззрение становится доказательным, логически аргументированным, дедуктивно выводимым из фундаментальных принципов, системно-организованным и упорядоченным.

 

Философия превращается в рационально-теоретическое мировоззрения, стремится создать предельно обобщенную, абстрактно-понятийную модель мира (философия как теория всеобщего). В последующей философии центр тяжести постепенно переносится с создания обобщенной универсальной системы мира на исследование проблематики человеческого бытия.

 

Перед современным белорусским обществом стоят проблемы, требующие философского осмысления для их разрешения: 1) Обоснование фундаментальных приоритетов, национальной самоидентификации, системы объединяющих белорусский народ идей и исторического выбора собственного пути развития Беларуси; 2) Проблема сохранения целостности личности [Человек становится часто средством, а не целью]; 3) Проблема коммуникативного единства человечества, необходимости формирования идеалов открытости, диалога между различными народами и религиями, не силового решения возникающих конфликтов;