Понятие и основные признаки судебной власти

Конституция Российской Федерации как источник права

Конституционные основы правосудия, организации правоохранительных органов,

как и деятельность по осуществлению правосудия и судопроизводства, наиболее

ярко выражены в тех положениях, которые принято называть принципами. Было бы,

однако, не совсем точно конституционные основы деятельности в сфере

правосудия и судопроизводства сводить лишь к принципам, хотя бы и

сформулированным Конституцией Российской Федерации. В Конституции имеется

немало и других положений, оказывающих влияние на формирование

законодательства о судебной власти, правосудии, судопроизводстве, организации

и деятельности других правоохранительных органов. Необходимо иметь в виду,

что Конституция, как нормативный источник права высшей юридической силы и

прямого действия, является источником права о судебной власти и

правоохранительных органов. Следовательно, Конституция содержит правовые

нормы, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в указанных выше

сферах.

Основываясь на приведенных конституционных положениях, можно сделать вывод,

что центральное место в блоке задач, стоящих перед правосудием и

судопроизводством, занимают обеспечение и защита прав и свобод участвующих в

судопроизводстве граждан. Однако надо иметь в виду, что эта задача не может

быть противопоставлена другим задачам, например, установлению в процессе

судопроизводства по уголовному делу преступления, лиц, его совершивших, а

также масштабов уголовной ответственности.

Конституция Российской Федерации, сохраняя прежнее предназначение (в смысле

влияния на отраслевое законодательство), непосредственно является источником

права. Такой вывод базируется на том, что в ней: а) получили нормативное

решение многие вопросы правосудия и судопроизводства; б) сформирована система

конституционных принципов правосудия; в) определены основополагающие начала и

предпосылки прямого действия ее норм (ст. 15).

Безусловно, положительную роль для становления системы нового

законодательства о суде, судебной системе и правосудии играет более четкое и

последовательное (чем прежде) решение в действующей Конституции вопросов: а)

разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области

законодательства (ст. 71-73); б) установления приоритета федеральных

конституционных законов и федеральных законов, имеющих прямое действие на

территории Российской Федерации; в) признания недопустимым противоречия

федеральных законов конституционным законам; г) провозглашения недопустимости

противоречия законов субъектов Российской Федерации законам, принятым по

вопросам, относящимся к исключительной компетенции Федерации (ст. 76).

В Конституции сформулирован еще ряд существенных для судопроизводства и

правосудия положений, вытекающих из презумпции невиновности. В частности,

предусмотрено, что: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч.

2 ст. 49); б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу

обвиняемого (ч. 3 ст. 49); в) при осуществлении правосудия не допускается

использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч.

2 ст. 50).

Иное положение сложилось с действием ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, согласно

которой «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга

и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Вне

зависимости от того, что в УПК вопросы свидетельского иммунитета не решены ни

на момент принятия Конституции, ни в течение продолжительного времени после

этого, приведенное нормативное установление (имеются в виду показания против

самого себя и своего супруга) действуют напрямую. Что касается освобождения

лица от обязанности свидетельствовать против близких родственников, то

Конституция (ч. 1 ст. 51), решив этот вопрос положительно, не дала

конкретного перечня круга лиц, относящихся к числу близких родственников. Но

он (этот перечень) имеется в действующем законодательстве об уголовном

судопроизводстве.

Приведенные конституционные положения означают, что в российскую правовую

систему включено три группы международно-правовых норм: а) общепризнанные

принципы международного права; б) общепринятые нормы международного права; в)

нормы международных договоров. Нет никаких препятствий к тому, чтобы

указанные нормы и положения международного права включить в число источников

законодательства о судопроизводстве и правосудии. Применение последнего из

перечисленных источников, видимо, не встретит трудностей принципиального

характера, хотя затруднения технического порядка весьма реальны.

 

Тема: 3. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

 

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной

власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10

Конституции).

Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно

говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений,

тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную

власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют

соответствующие органы. Власть - это не только те или иные учреждения,

должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление

этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном

значении и как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и

распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться,

повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила».

Закон о судебной системе, основываясь на Конституции Российской Федерации,

указывает, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и

привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия

присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица

не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ст. 1).

Из Конституции Российской Федерации следует, что судебная власть как вид

государственной власти принадлежит специальным органам государства - судам,

входящим в судебную систему Российской Федерации. Судебная власть

осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного

и уголовного судопроизводства (ст. 10, 118 Конституции). Судопроизводство

предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда

путем установления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы

личности, законность и справедливость решений суда.

Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия. «Правосудие в

Российской Федерации осуществляется только судом» (ст. 118 Конституции).

Правосудие - исключительная компетенция судебной власти. Помимо осуществления

правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и

реализуемых ею полномочий.

В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным

ветвям также принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и

обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и

государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за

законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами

дознания и предварительного следствия; санкционирование проведения действий,

связанных с ограничением прав граждан, предусмотренных ст. 23 и 25

Конституции; разъяснения по вопросам судебной практики; участие в

формировании судейского корпуса и др.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для

разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих

вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.

Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам

государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции

вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий

путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и

арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих

гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется

государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют

государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально

влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, «власть

толпы», власть общественного мнения, власть средств массовой информации -

«четвертая власть»), судебная власть - одна из трех ветвей государственной

власти, установленная Конституцией и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам,

образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных

на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять

правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда

помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить

представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в

отправлении правосудия. Но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие

на профессиональной основе.

3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак, связанный с

предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118

Конституции РФ, ст. 1 Закона о судебной системе). Ни законодательные, ни

исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица,

государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать

полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия.

Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции

Российской Федерации принадлежит только суду. Так, только суд может признать

человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4. Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики

судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только

Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции, ч. 1 и 2 ст. 5

Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания о том или

ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство

в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за

собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно

означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо

стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность

противостоять попыткам такого воздействия.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не

делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо

санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют

самостоятельную ветвь государственной власти.

Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и

самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных

органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не

подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей

специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и

исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной

власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей,

выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.

5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти.

Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует

правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.

Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных

решений и документов.

Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам,

производства в арбитражных судах регулируется развернутыми нормативными

актами: Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным

кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом.

6. Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак

судебной власти, что определено ст. 118 Конституции Российской Федерации, где

названы конституционное, гражданское, административное и уголовное

судопроизводство. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая

начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов

(неопределенность в конституционности нормативного акта и соответствующее

обращение в Конституционный Суд; спор, возникший из гражданских

правоотношений, и обращение в суд за защитой права или охраняемого законом

интереса; факт административного правонарушения и (обычно) протокол об

административном правонарушении; обнаружение признаков преступления,

подтверждаемых определенным законом источником; экономический спор, возникший

в сфере управления, и обращение за защитой в арбитражный суд). Эта

деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным

законом и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные

лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она

может начинаться еще до вмешательства суда. Например, расследование

преступления следователем по терминологии действующего закона составляет

часть судопроизводства. Но судопроизводство, о котором говорится в

Конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает

конкретное дело и принимает решения на основе закона, формулируя его в

установленном порядке, осуществляя правосудие.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их

полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими

федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не

вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы

должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и

Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской

Федерации и закону (ст. 120 Конституции; ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной

системе).

Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать

законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов - необходимое

условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское

право исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного

источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в

применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно

выражающие смысл закона. Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и

Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации право давать разъяснения по

вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции). Эти разъяснения

ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами

являются подзаконными актами. Прежде высшим судебным органам предоставлялось

право давать судам «руководящие указания», а затем «руководящие разъяснения»

по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении

судебных дел.