Понятие и основные признаки судебной власти
Конституция Российской Федерации как источник права
Конституционные основы правосудия, организации правоохранительных органов,
как и деятельность по осуществлению правосудия и судопроизводства, наиболее
ярко выражены в тех положениях, которые принято называть принципами. Было бы,
однако, не совсем точно конституционные основы деятельности в сфере
правосудия и судопроизводства сводить лишь к принципам, хотя бы и
сформулированным Конституцией Российской Федерации. В Конституции имеется
немало и других положений, оказывающих влияние на формирование
законодательства о судебной власти, правосудии, судопроизводстве, организации
и деятельности других правоохранительных органов. Необходимо иметь в виду,
что Конституция, как нормативный источник права высшей юридической силы и
прямого действия, является источником права о судебной власти и
правоохранительных органов. Следовательно, Конституция содержит правовые
нормы, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в указанных выше
сферах.
Основываясь на приведенных конституционных положениях, можно сделать вывод,
что центральное место в блоке задач, стоящих перед правосудием и
судопроизводством, занимают обеспечение и защита прав и свобод участвующих в
судопроизводстве граждан. Однако надо иметь в виду, что эта задача не может
быть противопоставлена другим задачам, например, установлению в процессе
судопроизводства по уголовному делу преступления, лиц, его совершивших, а
также масштабов уголовной ответственности.
Конституция Российской Федерации, сохраняя прежнее предназначение (в смысле
влияния на отраслевое законодательство), непосредственно является источником
права. Такой вывод базируется на том, что в ней: а) получили нормативное
решение многие вопросы правосудия и судопроизводства; б) сформирована система
конституционных принципов правосудия; в) определены основополагающие начала и
предпосылки прямого действия ее норм (ст. 15).
Безусловно, положительную роль для становления системы нового
законодательства о суде, судебной системе и правосудии играет более четкое и
последовательное (чем прежде) решение в действующей Конституции вопросов: а)
разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области
законодательства (ст. 71-73); б) установления приоритета федеральных
конституционных законов и федеральных законов, имеющих прямое действие на
территории Российской Федерации; в) признания недопустимым противоречия
федеральных законов конституционным законам; г) провозглашения недопустимости
противоречия законов субъектов Российской Федерации законам, принятым по
вопросам, относящимся к исключительной компетенции Федерации (ст. 76).
В Конституции сформулирован еще ряд существенных для судопроизводства и
правосудия положений, вытекающих из презумпции невиновности. В частности,
предусмотрено, что: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч.
2 ст. 49); б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу
обвиняемого (ч. 3 ст. 49); в) при осуществлении правосудия не допускается
использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч.
2 ст. 50).
Иное положение сложилось с действием ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, согласно
которой «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга
и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Вне
зависимости от того, что в УПК вопросы свидетельского иммунитета не решены ни
на момент принятия Конституции, ни в течение продолжительного времени после
этого, приведенное нормативное установление (имеются в виду показания против
самого себя и своего супруга) действуют напрямую. Что касается освобождения
лица от обязанности свидетельствовать против близких родственников, то
Конституция (ч. 1 ст. 51), решив этот вопрос положительно, не дала
конкретного перечня круга лиц, относящихся к числу близких родственников. Но
он (этот перечень) имеется в действующем законодательстве об уголовном
судопроизводстве.
Приведенные конституционные положения означают, что в российскую правовую
систему включено три группы международно-правовых норм: а) общепризнанные
принципы международного права; б) общепринятые нормы международного права; в)
нормы международных договоров. Нет никаких препятствий к тому, чтобы
указанные нормы и положения международного права включить в число источников
законодательства о судопроизводстве и правосудии. Применение последнего из
перечисленных источников, видимо, не встретит трудностей принципиального
характера, хотя затруднения технического порядка весьма реальны.
Тема: 3. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной
власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10
Конституции).
Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно
говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений,
тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную
власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.
Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют
соответствующие органы. Власть - это не только те или иные учреждения,
должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление
этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном
значении и как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и
распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться,
повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила».
Закон о судебной системе, основываясь на Конституции Российской Федерации,
указывает, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и
привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия
присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица
не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ст. 1).
Из Конституции Российской Федерации следует, что судебная власть как вид
государственной власти принадлежит специальным органам государства - судам,
входящим в судебную систему Российской Федерации. Судебная власть
осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства (ст. 10, 118 Конституции). Судопроизводство
предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда
путем установления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы
личности, законность и справедливость решений суда.
Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия. «Правосудие в
Российской Федерации осуществляется только судом» (ст. 118 Конституции).
Правосудие - исключительная компетенция судебной власти. Помимо осуществления
правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и
реализуемых ею полномочий.
В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным
ветвям также принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и
обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и
государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за
законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами
дознания и предварительного следствия; санкционирование проведения действий,
связанных с ограничением прав граждан, предусмотренных ст. 23 и 25
Конституции; разъяснения по вопросам судебной практики; участие в
формировании судейского корпуса и др.
Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для
разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих
вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.
Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам
государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции
вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий
путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и
арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих
гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.
Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:
1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется
государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют
государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально
влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, «власть
толпы», власть общественного мнения, власть средств массовой информации -
«четвертая власть»), судебная власть - одна из трех ветвей государственной
власти, установленная Конституцией и другими законами.
2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам,
образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных
на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять
правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда
помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить
представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в
отправлении правосудия. Но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие
на профессиональной основе.
3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак, связанный с
предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118
Конституции РФ, ст. 1 Закона о судебной системе). Ни законодательные, ни
исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица,
государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать
полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия.
Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции
Российской Федерации принадлежит только суду. Так, только суд может признать
человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.
4. Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики
судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только
Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции, ч. 1 и 2 ст. 5
Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания о том или
ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство
в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за
собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно
означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо
стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность
противостоять попыткам такого воздействия.
Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не
делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо
санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют
самостоятельную ветвь государственной власти.
Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и
самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных
органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не
подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей
специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и
исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной
власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей,
выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.
5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти.
Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует
правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.
Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных
решений и документов.
Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам,
производства в арбитражных судах регулируется развернутыми нормативными
актами: Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным
кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом.
6. Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак
судебной власти, что определено ст. 118 Конституции Российской Федерации, где
названы конституционное, гражданское, административное и уголовное
судопроизводство. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая
начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов
(неопределенность в конституционности нормативного акта и соответствующее
обращение в Конституционный Суд; спор, возникший из гражданских
правоотношений, и обращение в суд за защитой права или охраняемого законом
интереса; факт административного правонарушения и (обычно) протокол об
административном правонарушении; обнаружение признаков преступления,
подтверждаемых определенным законом источником; экономический спор, возникший
в сфере управления, и обращение за защитой в арбитражный суд). Эта
деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным
законом и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные
лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она
может начинаться еще до вмешательства суда. Например, расследование
преступления следователем по терминологии действующего закона составляет
часть судопроизводства. Но судопроизводство, о котором говорится в
Конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает
конкретное дело и принимает решения на основе закона, формулируя его в
установленном порядке, осуществляя правосудие.
7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их
полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими
федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не
вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы
должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и
Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской
Федерации и закону (ст. 120 Конституции; ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной
системе).
Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать
законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов - необходимое
условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское
право исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного
источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в
применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно
выражающие смысл закона. Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и
Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации право давать разъяснения по
вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции). Эти разъяснения
ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами
являются подзаконными актами. Прежде высшим судебным органам предоставлялось
право давать судам «руководящие указания», а затем «руководящие разъяснения»
по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении
судебных дел.