Основные направления деятельности правоохранительных органов

От функций необходимо отличать основные направления деятельности

правоохранительных органов. Эти категории находятся в разных плоскостях и

взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности

правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают

правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями,

то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных

органов, которые вытекают из правовой политики государства.

Исходя их сказанного полагаем, что правоохранительные органы должны

находиться вне политики различных партий и остальных политических групп. Но

это вовсе не значит, что они не должны принимать участие в осуществлении

правовой политики государства, которая в настоящее время определяется

Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными

законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в

целях создания правового государства и гражданского общества в России

(перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений

(ближайшая цель) путем:

- принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов,

направленных против преступности и всех правонарушений;

- совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов,

обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с

разграничением их полномочий и компетенции;

- установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и

деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение

преступности и всех правонарушений;

- взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возложенных на них

функций;

- определения новых юридических и научно-технических средств, методов и

приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;

- возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в

борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные

органы, государственные, общественные и частные организации, а также

население с установлением пределов их участия в этой деятельности;

- развития финансовой и иной материально-технической базы для деятельности

правоохранительных органов при противодействии преступности и всем

правонарушениям.

4. Предмет и система курса «Правоохранительные органы

Российской Федерации»

В отличие от многих других курсов юридических дисциплин, в основе которых

лежит изучение отрасли права, например, гражданского, административного,

уголовного, курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической

основы. В определенном смысле этот курс- синтетическая юридическая

дисциплина. Базой курса являются юридические институты и нормы

законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости,

которые, если говорить обобщенно, являются предметом изучения. Развивая эту

мысль, отметим наличие двух групп таких норм. В первую группу входят те из

них, которые лишь в какой-то части посвящены правоохранительным органам. В их

числе: Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс,

Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др. Ко

второй группе относятся законодательные акты, которые посвящены отдельным

правоохранительным органам, например, Федеральный конституционный закон

Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

федеральные конституционные законы Российской Федерации «О судебной системе

Российской Федерации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Закон «О

судоустройстве РСФСР», Федеральный закон «О прокуратуре Российской

Федерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а также

Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц

правоохранительных и контролирующих органов» и др.

приведенным выше соображениям

Тема 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

1. Общая характеристика нормативной базы курса «Правоохранительные органы

Российской Федерации»

В соответствии с Конституцией Российской Федерация к ведению Российской

Федерации отнесены: установление системы федеральных органов судебной власти;

судоустройство; прокуратура; формирование федеральных органов судебной

власти, а также федеральных органов исполнительной власти, включая

правоохранительные органы (МВД, ФСБ, и др.), Генеральной прокуратуры;

регулирование и зашита прав и свобод человека и гражданина (пп. «в», «г», «о»

ст. 71; п. «е» ст. 83; пп. «ж», «з» ч. 1 ст. 102).

Организация и деятельность государственных органов и негосударственных

образований, изучаемых в рамках данного курса, регулируются множеством

нормативных актов различного уровня и неодинаковой юридической силы. Эти

нормативные акты могут быть классифицированы по их предмету (содержанию) и

форме (виды источников).

По предмету правового регулирования можно выделить, прежде всего,

универсальные нормативные акты. К их числу применительно к изучаемой сфере

общественных отношений относится один нормативный акт, но акт высшей

юридической силы - Конституция Российской Федерации.

Организация и деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих

безопасность и общественный порядок, регламентируется, прежде всего, рядом

законов Российской Федерации (о милиции, об оперативно-розыскной

деятельности, о безопасности, о федеральных органах налоговой полиции

(преобразованной в 1995 г. в Федеральную службу налоговой полиции), о

внутренних войсках, о государственной границе, частной детективной и охранной

деятельности), а также Таможенным кодексом РФ. Организация и структура

центральных аппаратов указанных органов строится на основе положений о

соответствующих министерствах, ведомствах, службах.

По своей юридической силе нормативные акты, регулирующие деятельность

судебной власти, прокуратуры, органов внутренних дел, других

правоохранительных и правообеспечивающих органов, далеко не одинаковы.

Высшую ступень иерархической лестницы нормативных актов, регулирующих

рассматриваемую сферу, занимает Конституция Российской Федерации.

Вторую ступень занимают федеральные законы РФ, а среди них прежде всего -

федеральные конституционные законы.

Необходимо учитывать, что федеральные законы по своей значимости и сфере

регулирования существенно различаются, но ко всем им предъявляется общее

требование - они не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15).

Еще одну группу законов составляют законы Российской Федерации, которыми

вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или

комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится,

например, Закон РФ от 28 ноября 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в

статьи 27, 32 и 61 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР».

Нормативный характер имеют, однако, не только акты высшего законодательного и

представительного органа России, именуемые законами, но и постановления этого

государственного органа. Характерно, что постановления эти в рассматриваемой

сфере правового регулирования принимались двух разновидностей. Одними

утверждались положения. Например, постановлением от 13 мая 1993 г. были

утверждены Положение о квалификационных коллегиях судей, Положение о

квалификационной аттестации судей. В других случаях непосредственно в самом

постановлении высшего законодательного и представительного органа решались те

или другие вопросы, нуждающиеся в нормативно-правовом регулировании.

Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов

постановления Правительства Российской Федерации. На этот счет ст. 115

Конституции Российской Федерации устанавливает жесткое предписание о границах

правительственных актов, оговорив, что Правительство издает постановления и

распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,

федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации.

Среди нормативных актов федерального уровня заключительным звеном являются

ведомственные нормативные акты. Немалое их число издается по линии

Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, МВД и других министерств и

ведомств РФ. Эти акты носят разные названия: приказы, инструкции, правила,

положения и т. п. Ведомственные нормативные акты иногда издают совместно два

или несколько ведомств.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры Российской Федерации являются

составной частью ее правовой системы. Заметим, однако, что общепризнанные

принципы и нормы международного права реализуются в основном через внутреннее

законодательство. В соответствии с этим в части, касающейся

правоохранительных органов, указанные нормы включены в Закон о судебной

системе, другие нормативные акты о судах и правоохранительных органах, а

важнейшие из них - даже в Конституцию.

В отношении международных договоров, к числу которых относятся договоры о

правовой помощи по уголовным делам, Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) оговаривает:

если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные

законом, то применяются правила международного договора. Международными

договорами, в частности, в значительной степени регулируется порядок сношения

судов, прокуроров, органов расследования с соответствующими учреждениями

иностранных государств.