Правоохранительные органы. Понятие, основные черты и задачи
Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной
обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без
такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то
же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или
государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением
конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные
правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или
восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на
правоохранительные органы.
В отечественной литературе меры борьбы с преступностью и иными правонарушениями
было принято делить на общие и специальные. К общим мерам
противодействия преступности и иным правонарушениям относились: повышение
благосостояния населения, рост его культурного уровня, повышение
образованности, иные меры социального характера. К специальным мерам относились
те, которые прямо и непосредственно воздействовали на преступность и иные
правонарушения. Они связаны с деятельностью правоохранительных органов и иных
организаций, принимающих участие в контроле над преступностью.
Что касается специальных мер, а это в основном деятельность
правоохранительных органов, то они, хотя и относились к мерам, которые прямо
влияют на преступность и иные правонарушения, признавались не главными, а
иногда и второстепенными. В этом, как теперь очевидно, просматривается
идеологический подход - стремление выдать желаемое за действительное,
соответствующее идее ликвидации преступности и построения нового общества.
В законодательстве и Указах Президента РФ нет исчерпывающей формулировки
понятия «правоохранительные органы». От понятия «правоохранительные органы»
необходимо отличать понятие «правоприменительные органы», являющиеся более
широким. Применять право - это значит действовать на основании норм закона,
без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного
общества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о
правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют
государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и
правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только
часть правоприменительных.
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по
признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов
государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо
в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских
правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить
нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например,
при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании
одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но
правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи,
правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их
собственность, собственность государства, государственных, общественных и
частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный
мир и т. д.
Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими
чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и
объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:
- начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь
повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо
необходимость предупредить преступление или другое существенное
правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе
вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства,
государственных, общественных и частных организаций;
- правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на
основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в
определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы.
Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной
деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим
дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;
- правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие
на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего
юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять
правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных
условиях расценивается как преступление;
- решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами
юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими
обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми
имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет
отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;
- законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами,
подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их
влечет для правонарушителей дополнительные санкции;
- все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения
правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы
граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных
или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом
порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и
при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.