Правоохранительные органы. Понятие, основные черты и задачи

Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной

обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без

такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то

же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или

государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением

конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные

правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или

восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на

правоохранительные органы.

В отечественной литературе меры борьбы с преступностью и иными правонарушениями

было принято делить на общие и специальные. К общим мерам

противодействия преступности и иным правонарушениям относились: повышение

благосостояния населения, рост его культурного уровня, повышение

образованности, иные меры социального характера. К специальным мерам относились

те, которые прямо и непосредственно воздействовали на преступность и иные

правонарушения. Они связаны с деятельностью правоохранительных органов и иных

организаций, принимающих участие в контроле над преступностью.

Что касается специальных мер, а это в основном деятельность

правоохранительных органов, то они, хотя и относились к мерам, которые прямо

влияют на преступность и иные правонарушения, признавались не главными, а

иногда и второстепенными. В этом, как теперь очевидно, просматривается

идеологический подход - стремление выдать желаемое за действительное,

соответствующее идее ликвидации преступности и построения нового общества.

В законодательстве и Указах Президента РФ нет исчерпывающей формулировки

понятия «правоохранительные органы». От понятия «правоохранительные органы»

необходимо отличать понятие «правоприменительные органы», являющиеся более

широким. Применять право - это значит действовать на основании норм закона,

без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного

общества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о

правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют

государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и

правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только

часть правоприменительных.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по

признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов

государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо

в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских

правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить

нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например,

при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании

одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но

правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи,

правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их

собственность, собственность государства, государственных, общественных и

частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный

мир и т. д.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими

чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и

объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:

- начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь

повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо

необходимость предупредить преступление или другое существенное

правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе

вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства,

государственных, общественных и частных организаций;

- правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на

основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в

определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы.

Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной

деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим

дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

- правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие

на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего

юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять

правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных

условиях расценивается как преступление;

- решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами

юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими

обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми

имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет

отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;

- законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами,

подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их

влечет для правонарушителей дополнительные санкции;

- все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения

правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы

граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных

или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом

порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и

при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.