УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

ПОНЯТИЕ «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ» И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕГО НА ПРАКТИКЕ

Идеи создания идеальной модели существования общества существовали уже в умах античных философов. Так одна из основных тем учения Платона (428/7 г. до н. э.- 347 г. до н. э.) – это идея устройства «идеального» или «справедливого» государства (360 г. до н. э.). Не менее известны высказывания ученика Платона Аристотеля, автора труда «Политика» (335 - 322 до н. э). Аристотелевская «Политика» представляет собой трактат, который содержит начала социальной и политической философии, политологии и теории управления.

Не менее известны работы Томаса Мора, автора книги «Утопия» (1516 г.) и Томазо Кампанеллы, создателя «Города Солнца» (1602 г.). Данные работы были посвящены описанию идеального государства, построенного на принципах справедливости и способствующих стабильному развитию общества.

Вторая половина 18 века ознаменовалась промышленной революцией в Англии. Главная особенность данного времени – появление машин. Использование машин в труде привело к многократному приумножению возможностей человека и, как следствие, к многократному усилению воздействия человека на окружающую среду. Увеличение возможностей человека привело к рождению идеи о неограниченном экономическом росте.

Первым, кто усомнился в идее безграничного человеческого развития, был английский учёный, священник, Томас Роберт Мальтус, автор труда «Эссе о принципах народонаселения» (1798 г.). В своём труде Т. Мальтус поставил под сомнение безграничность человеческого развития. Он считал, что численность людей растёт в геометрической прогрессии, тогда, как средства существования – в арифметической. Из этого следует, что рост численности народонаселения будет сдерживаться постоянными войнами, эпидемиями и голодом. Так, было положено начало теории об ограниченности природных ресурсов. Однако, идеи Т.Мальтуса опередили своё время и им не уделили нужного внимания.

Конец 19 века – начало 20 века характеризовались появлением термина и теории «Ноосферы». Термин был предложен французским учёным Эдуардом Леруа, а теория развита крупнейшим русским учёным Владимиром Ивановичем Вернадским. Теория ноосферы описывает тесное взаимодействие человека и природы, в котором Человек предстаёт укоренённым в Природу.

Однако, несмотря на усиление внимания учёных к проблемам взаимоотношений человека и природы, никаких изменений в человеческом развитии, носящем яркий антропоцентрический характер, не появилось. Наоборот, антропогенная нагрузка на природные экосистемы продолжала увеличиваться. Стремительный рост народонаселения, рождение и развитие атомной промышленности, «зелёная революция», погоня за сверхприбылью - вот, пожалуй, только некоторые моменты человеческого развития, которые привели в 20 веке к катастрофической переэксплуатации природных ресурсов. Чрезмерное влияние на окружающую среду становилось всё более очевидным, также как и необходимость решения сложившихся проблем.

Первыми, кто задумался о глобальных проблемах современности, стала международная, неправительственная организация «Римский клуб» (The Club of Rome), созданная в 1968 году итальянским промышленником Аурелио Печчеи и генеральным директором по вопросам науки ОЭСР Александром Кингом. Данная организация объединила представителей мировой финансовой, политической и научной элиты.

В 1970-х гг. «Римский клуб» инициирует и спонсирует первые исследования, посвящённые глобальной проблематике человеческого развития. Авторами исследования становятся американские учёные Джей Форрестер и Деннис Медоуз. Для изучения долгосрочных тенденций мирового развития, они впервые в истории применили компьютерное моделирование. Под руководством Дж. Форрестера появились математические модели «Мир-1» и «Мир-2». Результаты, полученные в ходе исследований данных моделей, легли в основу книги Дж. Форрестера «Мировая динамика», которая была опубликована в 1971 году. Модель Д. Л. Медоуза «Мир-3» является продолжением модели Дж. Форрестера «Мир-2». 12 марта 1972 года в Вашингтоне, в Смитсоновском институте, публике был представлен доклад Римского клуба «Пределы роста», содержащий выводы, полученные с помощью данной модели, суть которых заключаются в том, что при сохранении нынешних тенденций к росту в условиях ограниченной по своим масштабам планеты уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографического и экономического роста, что приведет мировую систему к неконтролируемому кризису и краху. «Пределы роста» вызвали резонанс в политических кругах и оказали сильное влияние на мировоззренческие взгляды многих людей. Однако, реакция на данный доклад была неоднозначной, помимо положительных отзывов, книга вызвала ожесточённую критику в свой адрес. Несмотря на некоторые недостатки, которыми обладал данный доклад, переоценить его достоинство трудно. Считается, что доклад «Пределы роста» является отправной точкой не только в создании концепции устойчивого развития, но и в формировании экосбалансированной политики во многих государствах.

Первой вехой в становлении истории концепции устойчивого развития можно считать Конференцию ООН по проблемам окружающей человека среды прошедшей в Стокгольме в июне 1972 года. Именно на Стокгольмской конференции был впервые включен в международную повестку дня вопрос о взаимосвязи между экономическим развитием и ухудшением состояния окружающей среды. По итогам конференции была принята Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, которая содержала 26 принципов и план действий, включающий 109 принципов. Принципы, содержащиеся в Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды, впервые содержали свод законов по природоохранной деятельности на государственном и межправительственном уровне. Конференция в Стокгольме положила начало в развитии природоохранной политики на государственном уровне, а также природоохранного движения в мировом масштабе.

Также в 1972 году, в декабре, была учреждена Программа ООН по окружающей среде (UNEP, ЮНЕП), которая остается и сегодня ведущим учреждением в мире по проблемам окружающей среды.

Десятью годами позднее, в октябре 1982 года на заседании Генеральной ассамблеи ООН в Вашингтоне, принимается «Всемирная хартия природы» («The World Charter of Nature Defense»), в которой провозглашается ряд принципов сохранения природы, в соответствии с которыми должна направляться и оцениваться любая деятельность человека, затрагивающая природу. Первый из принципов Хартии гласит: «Природу необходимо уважать и не нарушать ее основные процессы».

В 1983 году Генеральной Ассамблей ООН учреждается Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР или World Commission on Environment and Development – WCED). Председателем Комиссии становится премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд. В задачи Комиссии Брундтланд входила разработка основных принципов, показателей устойчивого развития, а также глобальной эколого-экономической программы действий.

В 1987 году по результатам работы Комиссии Г.Х. Брундтланд опубликован доклад «Наше общее будущее» («Our common future»), в котором и была представлена новая концепция устойчивого развития, как альтернатива развития основанного на неограниченном экономическом росте. В докладе «Наше общее будущее» было впервые точно определено понятие устойчивого развития, которое трактуется, как развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, при этом, не ставя под угрозу, возможность удовлетворять свои потребности будущие поколения.

Однако, официальное признание идеи, сформулированной в докладе «Наше общее будущее», получила только в 1992 году, на Международной Конференции ООН по Окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. По итогам работы Комиссии Г.Х. Брундтланд был принят новый принцип мирового развития, получивший название «Sustainable development».

Конференция в Рио-де-Жанейро стала самой эпохальной за всю историю человечества, в ней приняло участие более 17 тыс. человек из 179 государств. Такое беспрецедентное по масштабам и содержанию событие стало возможным во многом, из-за стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуации. По итогам конференции была принята Декларация, которая подтверждала Декларацию Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 года, содержащую 27 принципов устойчивого развития.

Вторым документом, принятым на Конференции в Рио-де-Жанейро, стала «Повестка дня на XXI век», в котором каждой стране было рекомендовано разработать национальную стратегию устойчивого развития, для обеспечения надёжного социально-экономического развития, с учётом необходимых природоохранных мероприятий.

Дальнейшими международными событиями, посвящёнными проблемам устойчивого развития, являются Встреча на высшем уровне «Планета Земля» + 5 (1997 год, Нью-Йорк), посвященная обзору и оценке осуществления Повестки дня на XXI век, и Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию в Йоханесбурге, на котором был представлен обзор десятилетнего опыта продвижения к устойчивому развитию. По итогам Йоханнесбургского саммита были приняты два документа: Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. Особый приоритет отдавался социальным проблемам устойчивого развития: бедности, развитию здравоохранения, особенно, санитарии, обеспечение чистой питьевой водой и т. д. Особый акцент был отдан проблеме потери биоразнообразия. Также, на Йоханнесбургском саммите обсуждались новые проблемы, которые не упоминались на Конференции в Рио-де-Жанейро, такие как: торговля, глобализация, финансирование устойчивого развития.

Необходимость перехода к новому типу развития стала очевидна после того, как явственно проявились результаты трудов цивилизации. Проблема истощения озонового слоя, глобальное изменение климата, кислотные атмосферные осадки, загрязнение мирового океана, катастрофическое сокращение лесов и опустынивание, вот лишь некоторые из глобальных экологических проблем, с которыми столкнулось человечество.

Концепция устойчивого развития подразумевает неограниченно долгое существование и развитие человечества.

Создание стратегии устойчивого развития является чрезвычайно трудоёмкой задачей, так как для этого требуется выработка новых научных и мировоззренческих подходов и координальное изменение традиционных общечеловеческих взглядов, ценностей и стереотипов мышления.

Устойчивое развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического и социального развития согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей, т.е. развитие, которое обеспечивает неубывающее во времени – от поколения к поколению – качества жизни людей и природного капитала.

Другими словами, устойчивое развитие – это такое развитие общества, при котором осуществляется использование возобновляемых природных ресурсов с интенсивностью, не превосходящей их регенеративную способность, а невозобновляемых ресурсов - с оптимальной эффективностью, что предполагает замещение природных ресурсов техническим прогрессом.

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных составляющих: экономической, социальной и экологической.

Экономический подход к концепции устойчивого развития основан на теории максимального потока совокупного дохода, который может быть произведен при условии сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование исчерпаемых ресурсов и использование экологичных природо-, энерго- и материалосберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.

Социальная составляющая устойчивого развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем. Аспектами этого подхода являются, во-первых, справедливое разделение благ; сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах.

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность экологических систем. Основное внимание уделяется сохранению способности экологических систем к самовосстановлению и адаптации к изменениям. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экосистем к самовосстановлению.

Согласование этих трёх составляющих и перевод их на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития – задача огромной сложности, т.к. все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансировано. Также важны и механизмы взаимодействия этих трех концепций.

Экономический и социальные элементы, взаимодействуя друг с другом, ставят такие задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении доходов) и оказания целенаправленной помощи бедным слоям населения.

Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов дал начало стоимостной оценки и учета в экономической отчетности предприятия внешних воздействий на окружающую среду.

Связь социального и экологического элементов вызывает интерес к таким вопросам, как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений и участие населения в процессе принятия решений.

Таким образом:

1. Основное противоречие современного развития общества – расслоение мира.

2. Необходимо новое общественное устройство, в основе которого будет лежать справедливое распределение продуктов мирового производства (выравнивание уровня жизни на всей планете) с одновременным снижением уровня потребления.

3. Для проведения мер устойчивого развития необходимо осознание проблемы основной массы населения, но проводиться это должно на высшем общемировом уровне.

4. Основной текущей задачей реализации концепции устойчивого развития в настоящее время является пропаганда и разъяснение.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РБ НА ПЕРИОД ДО 2020Г.

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) предопределяет пути трансформации белорусского общества, которые должны быть детализированы в плановых и прогнозных документах республики, действующих в более узких временных промежутках или имеющих отраслевой характер. Такие планы утверждаются Президентом или Советом Министров Республики Беларусь. Среди них

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.).

НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения ( в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 8сентября 2000г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.).

В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации “Повестки дня на XXI век”, гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек - окружающая среда - экономика».

Структура НСУР-2020:

· В первых разделах рассмотрены стартовые условия Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны.

· В последующих разделах обоснованы стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определены важнейшие направления и пути перехода по главным его составляющим - "человек - окружающая среда - экономика".

· Далее рассматриваются важнейшие средства, финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения устойчивого развития.

· В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга.

Стартовые условия для перехода к модели устойчивого развития страны

Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего:

· выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;

· развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;

· значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

· высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

· значительный научно-технический потенциал;

· многоотраслевой промышленный комплекс;

· достаточно мощная строительная база;

· комплексность развития внутриреспубликанских регионов;

· многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Стратегические цели и задачи, принципы и этапы перехода РБ к устойчивому развитию

Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Учитывая опыт реализации НСУР-97, «Повестку дня на ХХI век», Итоговые документы Всемирного Саммита в Йоханнесбурге, национальная стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития:

· человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;

· повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;

· приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры – важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;

· улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;

· переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;

· усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;

· рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

· развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

· экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;

· ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

· повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.

Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

Второй этап (2011-2020 гг.). Целью этапа является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные.