Паралингвистический контекст речи

 

Паралингвистический контекст формируется ритмико-интонацион-ными и динамическими (силовыми) параметрами, чуть заметными тембровыми изменениями голоса, дикцией, паузами, которые создают интонационный рисунок выступления.

Важнейшим паралингвистическим элементом является хорошо поставленный голос. Еще Аристотель подчеркивал, что именно в звучании голоса заключается основная сила воздействия оратора на слушателей. Он рекомендовал, как именно следует пользоваться возможностями голоса для выражения страстей, когда следует говорить громко, когда тихо или «средним» голосом, какой ритм и в каком случае желательно употребить. Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, отмечает автор «Риторики», несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом – робок как ягненок; кто говорит пронзительно и несвязно – тот «глуп как коза».

Предметом риторики является изучение не голоса самого по себе. Это задача специальных наук. Однако каждый изучающий теорию ораторского искусства должен иметь представление о возможностях голосовой выразительности. Качество голоса характеризуется такими параметрами, как:

- тембр – окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон голоса;

- звонкость (металличность) – чистое звучание в противоположность глухому, тусклому;

- собранность – концентрация звука у губ, не позволяющая «расползанию» голоса по ротовой полости;

- свобода – устранение напряженности, свободное размыкание рта для хорошего и свободного звучания голоса;

- полетность – способность звука распространяться (этому способствует звук, сконцентрированный у губ);

- устойчивость – голос не должен срываться.

Хороший голос – это голос, позволяющий говорить выразительно, членораздельно, в различных диапазонах тональности и громкости, с хорошей артикуляцией звуков. Дефектами звучания голоса считаются гнусавость (избыточный носовой призвук у гласных звуков), гортанность («заглатывание» звуков). Постановкой хорошего голоса можно и нужно заниматься постоянно. Тем, кто имеет некоторые проблемы с голосом, можно обратиться к специалистам, ознакомиться с возможностями голосового аппарата (органы дыхания, резонаторы, вибраторы), воспользоваться специально разработанными медициной комплексами упражнений для устранения речевых дефектов.

«Речь формируется в центральном аппарате – головном мозге и нервной системе, – а также в дыхательном, голосовом и артикуляционном отделах. Каждый из органов выполняет прежде всего главную природосообразную функцию; речевым аппаратом все они становятся лишь как приспособленные для этого человеком. Вдох и выдох обусловливают основные ритмические характеристики речевых структур; произносительным звеном считается количество слов между паузами, а паузы на физиологическом уровне соответствуют вдоху. Сам вдох производится через полость носа, но при речевом дыхании – иногда через рот. Выдох – момент произнесения, который при оптимальной разработанности голоса по времени в 20 раз превышает вдох. Это соотношение речи и паузы, к которому следует стремиться системой упражнений, удлиняя выдох и тем обеспечивая возможность как можно более долгого говорения без забора воздуха» [44, 242]. Овладение искусством голосовой выразительности связано, таким образом, с искусством дыхания в процессе произнесения речи. Как советуют логопеды, не следует начинать речь на вдохе. Перед началом речи следует соблюдать вдыхательную установку, которая связана с ощущением полузевка. Это ощущение связано с состоянием релаксации – ее необходимо вызвать, чтобы напряжение всех физических и духовных сил перед началом выступления ощущалось равномерно во всех органах.

Одним из самых влиятельных паралингвистических компонентов речи является интонация. Подчеркивая ее значение, Цицерон говорил: «если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким, низкий тон голоса придаст ему важности, колеблющийся – трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний – низкого, высокого и переменного – достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах» [69, 342]. Римский оратор рекомендовал менять и разнообразить голос в процессе говорения, а также следовать акцентологическим характеристикам каждого слова, подчеркивать звучанием голоса важнейшие слова и мысли. Для этого он советовал не заменять произношение излишней небрежностью и, наоборот, не произносить слова с шумом, «как бы в припадке тяжелой одышки». Перед началом выступления Цицерон предлагает определить темп, в котором будет произноситься речь и в котором завершится; проанализировать расположение частей речи: что будет произноситься ровно или с усилением, понижением голоса, убыстрением или замедлением. Голос, по его мнению, должен при этом звучать без чего-либо нарочито показного или подражательного, просто и естественно.

Об огромном эмоционально-выразительном значении интонации содержатся указания в работах других известных авторов. А. С. Макаренко говорил о том, что стал настоящим педагогом только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с пятнадцатью-двадцатью оттенками, когда научился множеству нюансов в постановке лица, фигуры и голоса. Тогда, говорит он, я уже не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не поймет того, что нужно.

По содержанию интонация представляет собой аудиоинформацию, являющуюся для психики человека таким же раздражителем, как и слово. Дело в том, что в памяти хранятся разнообразные эмоционально окрашенные мелодические рисунки, за которые при присутствии их в речи «цепляется» наш слух, облегчая декодирование слов оратора. Ученые утверждают, что примерно 40 процентов содержания речи не усваивается, если интонация «не та», фальшивая или не соответствует смыслу высказывания. Такой же эффект бывает, когда речь произносится монотонно.

Интонация – комплексное средство голосовой выразительности. Она включает ряд элементов: мелодику, логическое ударение, темп речи, паузы, дикцию, формирующих аудиологическую картину речи.

Мелодика – это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является одним из основных компонентов интонации. Иногда ее называют интонацией в узком смысле слова. Выделяется несколько типов мелодики, основными из которых являются:

– мелодика завершенности фразы. Она характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным, но при обязательном наличии в них вопросительного слова;

– мелодика незавершенности, характерная незначительным подъемом высоты тона, что как бы подчеркивает смысловую недоговоренность фразы или предложения;

– мелодика информативности, характерная тем, что в мелодии нет мелодичности: фраза произносится одинаковым сухим тоном. Применяется зачастую в ссылках на авторство какой-либо цитаты и иных случаях. Например, во фразе: «Исполнение речи, – отмечал великий Цицерон, – единственный владыка слова», слова «отмечал великий Цицерон» произносятся ровно, одним тоном, поскольку несут в себе косвенную смысловую и эмоциональную информацию;

– вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением тона и свойственна вопросительным предложениям, не содержащим вопросительного слова (общий вопрос).

С помощью мелодики выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, восклицание, вопрос, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, слушатель доверяет больше, чем словам. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, приобретают разный смысл. Например, с разной мелодикой можно сказать о цене какого-либо товара, употребив слово «приличная»: и тогда, когда она кажется слишком высокой, и тогда, когда рассматривается как вполне подходящая.

Человек легко различает в родном языке самые тонкие мелодичные оттенки на слух, но часто не умеет воспроизводить их в собственной речи. Публичная речь многих людей характеризуется интонационной бедностью и однообразием.

Логическое ударение (называемое часто акцентным или смысловым выделением) – это выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании, которое представляется говорящему наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя. Часто в этом смысле говорят о месте интонационного центра высказывания, т. е. о том слоге или слове, на котором происходит коммуникативно значимое изменение высоты тона и силы голоса. Интонационный центр высказывания всегда располагаетсяна том слове, которое говорящий желает акцентировать. В зависимости от того, на какое слово фразы падает логическое ударение, высказывание изменяет свой смысл и требует иной реакции собеседника. Например:

– Ты пойдешь в институт? – Да, пойду.

– Ты пойдешь в институт? – Да, в институт.

Ты пойдешь в институт? – Да, я.

Логически выделить важные слова можно также за счет медленного произнесения, по слогам, вразбивку.

В публичных речах убеждающего характера логические ударения и мелодический рисунок должны подчеркивать восходящий порядок аргументации, т. е. в начале речь должна быть спокойной и размеренной, а к концу все более эмоциональной и страстной. «Начав сильно, нельзя ослабить к концу и тем самым опустить внимание слушателей и оставить слово без действия, – советовал М. М. Сперанский. – Надо, чтобы лицо, голос и руки – все оживлялось час от часу более и чтоб конец или заключение было самое разительное место в слове. Здесь должны открыться во всем своем пространстве все наружные дарования оратора, чтоб докончить потрясение умов и сделать удар, который бы долго раздавался в их сердцах».

Создать хороший интонационный рисунок речи невозможно без удовлетворительной дикции. Дикция – это произношение, способность говорящего произносить и выговаривать слова. Если человек не страдает дефектами речи, косноязычием, то хорошая дикция зависит главным образом от организации речи и самоконтроля. Традиционно проблемам дикции большое внимание уделялось и уделяется в театральном искусстве, и здесь накоплен богатый опыт совершенствования произношения, содержится немало полезных теоретических рекомендаций. И.-В. Гете, написавший в 1803 г. специальные правила для актеров, советовал: «Чтобы добиться совершенной дикции, начинающему следует говорить очень медленно, энергично и отчетливо произнося отдельные слоги, особенно конечные, для того, чтобы слоги, требующие быстрого произношения, не становились непонятными». Эта рекомендация вполне актуальна и для подготовки публичного оратора, ведь перед ним те же слушатели. Артикуляция звуков и четкое произношение особенно важны при использовании новых понятий и малоизвестных слов. Их желательно отчетливо проговаривать в речи 3–4 раза, чтобы они хорошо запечатлелись в памяти. Каждый оратор, контролируя собственное произношение, «должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую его букву» (К. С. Станиславский).

Манера выговаривать слова включает характерный для каждого человека темп речи, продление или редукцию слогов и т. п. Они связаны не столько с характером артикуляции, сколько определяются специфической ритмической структурой слова (соотношением по длительности и интенсивности ударного и безударного слогов в слове), а также особыми модификациями интонации. Выпадение звуков слова искажает его смысл, затрудняет взаимопонимание.

Нормативная, стандартная манера произношения соотносится с научным и официально-деловым стилем речи, а все индивидуальные особенности произношения присущи разговорному стилю.

К основным недостаткам произношения следует отнести:

- эканье – вставка паразитических звуков типа [э], [м], [гм] и т. п. в паузах между фразами и словами;

- продление гласных и согласных в конце фразы как знак раздумья или колебания. Чаще всего продляются гласные в союзах «что», «и», в словах-паразитах «ну», «вот», в некоторых предлогах, в слове «это», иногда в личных местоимениях;

- задержка дыхания на вдохе, что происходит неосознанно, когда речевое звучание должно появиться буквально в следующее мгновение и еще не закончилась фаза контроля и селекции речевых единиц;

- шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы. Они неуместны и нежелательны всегда, но особенно – в официальной обстановке;

- чмоканье – шумное «отлипание» средней части стенки языка от неба и боков языка от щек, которым иногда заполняют часть паузы;

- нозализация – произнесение в нос конечных гласных в словах. Это происходит из-за небрежного, преждевременного опускания мягкого неба (и язычка) еще до окончания фразы. Нозализиция оценивается как вульгарная черта в речи;

- эмканье – смыкание губ в конце слов, когда гласный продолжает звучать: «в городе[м]», «девушки[м]» и т. п. Это также результат речевой небрежности, которую следует преодолевать.

Для улучшения навыков, касающихся манеры говорить и выговаривать слова, необходимо постоянно слушать и стараться точно воспризводить нормативную речь, контролировать собственную.

Таким образом, паралингвистика речи обращена к ее звучанию, которое в свою очередь основано на понятиях нормативности, ритмико-интонационной окраски, дикции и иных аспектах, формирующих достойную аудиологическую картину высказывания. Паралингвистический контекст речи имеет исключительно важное значение: он может как объединять участников, так и наносить коммуникации серьезный ущерб. Паралингвистика служит интересам концентрации внимания слушателей, уточнения содержания мыслей, выразительности речи и возбуждения адекватных намерениям оратора чувств, эмоций, мыслей и волевых намерений слушателей.