РАБОТА ОСУШИТЕЛЯ ВОЗДУХА.

ОСУШИТЕЛЬ ВОЗДУХА ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО.

 

Осушитель воздуха устанавливается в пневматических тормозных сис­темах для осушения и очищения воздуха, поступающего от воздушного ком­прессора, а также для регулирования рабочего давления в тормозной системе.

Использование осушителя воздуха устраняет необходимость примене­ния влагоудаляющего оборудования на основе дополнительно охлаждения и автоматических кранов слива конденсата, а также дополнительно оборудова­ния впрыска антифриза (спирта).

Преимущества воздухоосушителя по сравнению с традиционным кон­диционированием воздуха заключается в следующем:

• Отсутствует коррозия элементов тормозной системы, вызываемая конденсатом.

• Уменьшается количество отказов в работе узлов и агрегатов тормозной
системы вследствие отсутствия конденсата и масляной пленки.

• Небольшие затраты на обслуживание.

• Регулировка давления происходит в зоне очищенного воздуха, вслед­ствие чего уменьшается вероятность сбоев в работе регулятора давле­ния.

Устройство осушителя воздуха:

 

- питающий вывод;

- управляющий поршень;

- атмосферный вывод (2 шт);

- каналы (2шт);

- глушитель;

- клапан выхлопа;

- камера влагоотделения;

- обратный клапан;

- жиклёр;

- кольцевой фильтр;

- осушающее вещество;

- вентиляционное отверстие;

- регулировочные винты (2 шт).

 

 

Осушение воздуха происходит за счет адсорбирования влаги на молекулярном уровне осушающим веществом . Сжатый воздух пропус­кают через гранулированный, высокопористый порошок. В процессе этого любой водяной пар, содержащийся в воздухе, оседает в гранулах. Для реге­нерации порошка часть осушенного воздуха разряжается в атмосферу, про­ходя через порошок в обратном направлении. В результате снижения давле­ния, снижается и парциальное давление водяного пара в регенерирующем воздухе (т.е. в максимально сухом воздухе), что дает возможность этому воздуху поглотить влагу, осевшую на гранулах.

Осушение воздуха в фазе нагнетания:

Подаваемый воздушным компрессором воздух через питающий вывод 1 сначала через кольцевой фильтр 12 где происхо­дит его предварительная очистка от загрязнения типа нагара и масла. Кроме того, в кольцевом фильтре 12 воздух охлаждается и часть влаги, содержа­щейся в нем, собирается в камере влагоотделения 9. Затем воздух проходит через гранулированный порошок 13 - где происходит осушение - к обратно­му клапану 10; открывает его и проходит через отвод 21 к магистральному ресиверу РМ . Одновременно через жиклер 11 и отвод 22 напол­няется воздушный ресивер для регенерации РР . Очистка воздуха и предварительное удаление влаги в кольцевом фильтре 12 оказывает поло­жительный результат на срок службы и эффективность порошка 13.

 

 

 

1 - впуск; 2 - управляющий поршень; 3, 7 - выпуск; 4, 5 - каналы; 6 - глушитель; 8 - клапан выхлопа; 9 - камера влагоотделения; 10 - обратный клапан; 11 - жик­лер; 12 - кольцевой фильтр; 13 - осушающее вещество; 14 - вентиляционное отверстие;

15, 16 - регулировочный винт; 1 - питающий подвод; 21,22 - отводы; 3 - атмосферный вывод

 


Регенерация воздуха в фазе очистки:

При возрастании давления в тормозной системе до соответствующего уровня, так называемого давления отключения, интегрированный регулятор давления, открывает клапан сброса 8. Нагнетаемый воздушным компрессо­ром воздух и сжатый воздух из воздухоосушителя выбрасывается в атмосфе­ру через выпуск 7 и атмосферный вывод 3, захватывая при этом накопив­шуюся влагу, масло и большую часть осевших в фильтре частиц грязи.

Сухой воздух ресивера регенерации РР проходит через отвод 22 и жиклер 11 и заполняет все свободное пространство. Проникая через влажные гранулы порошка 13, воздух поглощает влагу, осевшую на поверхности гра­нул прежде, чем через кольцевой фильтр 12 и клапан сброса 8 выйдет в атмо­сферу.

Обратный запорный клапан 10 препятствует обратному потоку сжатого воздуха из ресивера магистрального РМ.

Благодаря интегрированному глушителю 6, возникающий при откры­тии клапана сброса 8, значительно снижается. В данном случае применяется многоступенчатый, дроссельный глушитель, конструкция которого предо­храняет от скоростного напорного давления, которое может вызвать загряз­нение и тем самым ослабить эффективность работы осушителя.

Работа интегрированного регулятора давления:

За счет давления в ресивере управляющий поршень 2 смещается, и воз­дух проходит через канал 4. Как только давление достигнет значения давле­ния отключения, управляющий поршень 2 смещается вправо и открывает выпуск 3. При этом управляющий поршень 2 закрывает впуск 1 ведущий к вентиляционному отверстию 14, утечки не происходит. В результате сжатый воздух подается через канал 5 к каналу сброса 8, открывая его. Как только давление ресивера понизится до уровня давления включения, пружина управляющего поршня 2 заставляет его переместиться налево, при этом от­крывается впуск 1 и закрывает выпуск 3. Воздух, находящийся над клапаном выхлопа 8, выходит через канал 5, впуск 1и вентиляционное отверстие 14; клапан очистки закрывается. Давление отключения и избыточное давление регулятора определяется нагрузкой пружины и перемещение управляющего поршня. Оба значения обеспечиваются - в значительной степени независимо друг от друга - посредством регулировочных винтов 15, 16.

В случае неисправности регулятора давления, предохранительный кла­пан - состоящий из клапана сброса 8 и пружины сжатия 7 клапана - обеспе­чивает ограничение давления в ресивере, выпуская поступивший воздух в атмосферу, как только давление достигнет значения давления открытия (ава­рийного давления).

Для предотвращения замерзания клапана сброса 8 при неблагоприят­ных погодных условиях используют электрический нагреватель, устанавли­ваемый в корпус воздухоосушителя в месте расположения клапана сброса 8 .

 

Установка воздухоосушителя увеличивает объем тормозной системы (объем воздухоосушителя плюс воздушный ресивер регенерации). Это уве­личивает время заполнения тормозной системы примерно от 3% до 7%. По­этому необходимо проверить выдерживается ли допустимое время заполне­ния тормозной системы.

Кроме того, средний рабочий цикл регулятора давления при установке осушителя воздуха не должен превышать 50%, поскольку при увеличении времени нагнетания может не хватить времени для регенерации. При рабо­чем цикле от 50% до 60% установка воздухоосушителя невозможна.

Обслуживание:

При обнаружении утечки сжатого воздуха необходимо немедленно приступить к ремонту, поскольку увеличивается продолжительность фазы наполнения, что оказывает неблагоприятное воздействие на процесс осуше­ния воздуха.

Если осушитель воздуха включен в тормозную систему подержанного транспортного средства, то результаты модернизации можно будет ощутить после трех недель эксплуатации, поскольку любая влага, находящаяся в тор­мозной системе перемешана с маслом и поэтому удаляется медленно.

Срок службы сменного осушительного патрона зависит исключительно от степени загрязнения поступающего воздуха. В большинстве случаев, в за­висимости от количества масла в подаваемом воздухе, замену сменного па­трона достаточно делать 1-2 раза в год.

ТЕМА: 3 ПНЕВМОПРИВОД ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ

1. Состав и работа пневмопривода тормозной системы.

2. Тормозные камеры мембранного типа.

3. Тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором.