РАБОТА ОСУШИТЕЛЯ ВОЗДУХА.
ОСУШИТЕЛЬ ВОЗДУХА ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО.
Осушитель воздуха устанавливается в пневматических тормозных системах для осушения и очищения воздуха, поступающего от воздушного компрессора, а также для регулирования рабочего давления в тормозной системе.
Использование осушителя воздуха устраняет необходимость применения влагоудаляющего оборудования на основе дополнительно охлаждения и автоматических кранов слива конденсата, а также дополнительно оборудования впрыска антифриза (спирта).
Преимущества воздухоосушителя по сравнению с традиционным кондиционированием воздуха заключается в следующем:
• Отсутствует коррозия элементов тормозной системы, вызываемая конденсатом.
• Уменьшается количество отказов в работе узлов и агрегатов тормозной
системы вследствие отсутствия конденсата и масляной пленки.
• Небольшие затраты на обслуживание.
• Регулировка давления происходит в зоне очищенного воздуха, вследствие чего уменьшается вероятность сбоев в работе регулятора давления.
Устройство осушителя воздуха:
- питающий вывод;
- управляющий поршень;
- атмосферный вывод (2 шт);
- каналы (2шт);
- глушитель;
- клапан выхлопа;
- камера влагоотделения;
- обратный клапан;
- жиклёр;
- кольцевой фильтр;
- осушающее вещество;
- вентиляционное отверстие;
- регулировочные винты (2 шт).
Осушение воздуха происходит за счет адсорбирования влаги на молекулярном уровне осушающим веществом . Сжатый воздух пропускают через гранулированный, высокопористый порошок. В процессе этого любой водяной пар, содержащийся в воздухе, оседает в гранулах. Для регенерации порошка часть осушенного воздуха разряжается в атмосферу, проходя через порошок в обратном направлении. В результате снижения давления, снижается и парциальное давление водяного пара в регенерирующем воздухе (т.е. в максимально сухом воздухе), что дает возможность этому воздуху поглотить влагу, осевшую на гранулах.
Осушение воздуха в фазе нагнетания:
Подаваемый воздушным компрессором воздух через питающий вывод 1 сначала через кольцевой фильтр 12 где происходит его предварительная очистка от загрязнения типа нагара и масла. Кроме того, в кольцевом фильтре 12 воздух охлаждается и часть влаги, содержащейся в нем, собирается в камере влагоотделения 9. Затем воздух проходит через гранулированный порошок 13 - где происходит осушение - к обратному клапану 10; открывает его и проходит через отвод 21 к магистральному ресиверу РМ . Одновременно через жиклер 11 и отвод 22 наполняется воздушный ресивер для регенерации РР . Очистка воздуха и предварительное удаление влаги в кольцевом фильтре 12 оказывает положительный результат на срок службы и эффективность порошка 13.
1 - впуск; 2 - управляющий поршень; 3, 7 - выпуск; 4, 5 - каналы; 6 - глушитель; 8 - клапан выхлопа; 9 - камера влагоотделения; 10 - обратный клапан; 11 - жиклер; 12 - кольцевой фильтр; 13 - осушающее вещество; 14 - вентиляционное отверстие;
15, 16 - регулировочный винт; 1 - питающий подвод; 21,22 - отводы; 3 - атмосферный вывод
Регенерация воздуха в фазе очистки:
При возрастании давления в тормозной системе до соответствующего уровня, так называемого давления отключения, интегрированный регулятор давления, открывает клапан сброса 8. Нагнетаемый воздушным компрессором воздух и сжатый воздух из воздухоосушителя выбрасывается в атмосферу через выпуск 7 и атмосферный вывод 3, захватывая при этом накопившуюся влагу, масло и большую часть осевших в фильтре частиц грязи.
Сухой воздух ресивера регенерации РР проходит через отвод 22 и жиклер 11 и заполняет все свободное пространство. Проникая через влажные гранулы порошка 13, воздух поглощает влагу, осевшую на поверхности гранул прежде, чем через кольцевой фильтр 12 и клапан сброса 8 выйдет в атмосферу.
Обратный запорный клапан 10 препятствует обратному потоку сжатого воздуха из ресивера магистрального РМ.
Благодаря интегрированному глушителю 6, возникающий при открытии клапана сброса 8, значительно снижается. В данном случае применяется многоступенчатый, дроссельный глушитель, конструкция которого предохраняет от скоростного напорного давления, которое может вызвать загрязнение и тем самым ослабить эффективность работы осушителя.
Работа интегрированного регулятора давления:
За счет давления в ресивере управляющий поршень 2 смещается, и воздух проходит через канал 4. Как только давление достигнет значения давления отключения, управляющий поршень 2 смещается вправо и открывает выпуск 3. При этом управляющий поршень 2 закрывает впуск 1 ведущий к вентиляционному отверстию 14, утечки не происходит. В результате сжатый воздух подается через канал 5 к каналу сброса 8, открывая его. Как только давление ресивера понизится до уровня давления включения, пружина управляющего поршня 2 заставляет его переместиться налево, при этом открывается впуск 1 и закрывает выпуск 3. Воздух, находящийся над клапаном выхлопа 8, выходит через канал 5, впуск 1и вентиляционное отверстие 14; клапан очистки закрывается. Давление отключения и избыточное давление регулятора определяется нагрузкой пружины и перемещение управляющего поршня. Оба значения обеспечиваются - в значительной степени независимо друг от друга - посредством регулировочных винтов 15, 16.
В случае неисправности регулятора давления, предохранительный клапан - состоящий из клапана сброса 8 и пружины сжатия 7 клапана - обеспечивает ограничение давления в ресивере, выпуская поступивший воздух в атмосферу, как только давление достигнет значения давления открытия (аварийного давления).
Для предотвращения замерзания клапана сброса 8 при неблагоприятных погодных условиях используют электрический нагреватель, устанавливаемый в корпус воздухоосушителя в месте расположения клапана сброса 8 .
Установка воздухоосушителя увеличивает объем тормозной системы (объем воздухоосушителя плюс воздушный ресивер регенерации). Это увеличивает время заполнения тормозной системы примерно от 3% до 7%. Поэтому необходимо проверить выдерживается ли допустимое время заполнения тормозной системы.
Кроме того, средний рабочий цикл регулятора давления при установке осушителя воздуха не должен превышать 50%, поскольку при увеличении времени нагнетания может не хватить времени для регенерации. При рабочем цикле от 50% до 60% установка воздухоосушителя невозможна.
Обслуживание:
При обнаружении утечки сжатого воздуха необходимо немедленно приступить к ремонту, поскольку увеличивается продолжительность фазы наполнения, что оказывает неблагоприятное воздействие на процесс осушения воздуха.
Если осушитель воздуха включен в тормозную систему подержанного транспортного средства, то результаты модернизации можно будет ощутить после трех недель эксплуатации, поскольку любая влага, находящаяся в тормозной системе перемешана с маслом и поэтому удаляется медленно.
Срок службы сменного осушительного патрона зависит исключительно от степени загрязнения поступающего воздуха. В большинстве случаев, в зависимости от количества масла в подаваемом воздухе, замену сменного патрона достаточно делать 1-2 раза в год.
ТЕМА: 3 ПНЕВМОПРИВОД ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
1. Состав и работа пневмопривода тормозной системы.
2. Тормозные камеры мембранного типа.
3. Тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором.