Эволюция менеджмента
Приложения
Тест на проверку усвоения материала (таблица 1),
Правильное утверждение пометить – 1, неправильное – 0,
Оценка результатов:
28 и более правильных ответов – отлично,
25-27 – хорошо,
22-24 – удовлетворительно,
менее 22 правильных ответов – неудовлетворительно.
Таблица 1
№ п /п | Вопрос | Ответ |
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. | ||
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. | ||
Подход с позиций выделения различных школ в управлении подчеркивает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. | ||
Ситуационный подход подчеркивает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. | ||
В своих первоначальных формах менеджмент был близок к традиционному авторитарному стилю руководства; характеризовался весьма жестким обращением с работниками, трактовавшимися лишь как безгласные объекты управления. | ||
У истоков школы научного менеджмента стояли Мери Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо. | ||
Тейлор пренебрегал человеческим компонентом организаций и ставил акцент скорее на коллективные, чем на индивидуальные качества людей. | ||
Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо. | ||
Целью административной школы было создание универсальных принципов управления; она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приводит организацию к успеху. | ||
Бюрократические модели организации управления несли в себе весьма перспективные идеи социального характера; они формировали тенденцию учета менеджерами личностной индивидуальности работников. | ||
А. Файоль был первым исследователем, классифицировавшим изучение менеджмента по его функциональным признакам: планирование, организация, распоряжение, координация и контроль. | ||
Распространение бюрократических моделей управления привело к перекосу в сторону громоздких иерархических структур в ущерб гибкости и оперативности управленческой работы. | ||
Мери П. Фоллетт и Э. Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. | ||
По Э. Мэйо, неформальные отношения в процессе производства являются весомой организационной силой, способной либо бойкотировать распоряжения менеджмента, либо способствовать проведению его установок в жизнь. | ||
Профсоюзы Э. Мэйо расценивали как стабилизирующий фактор, способствующий сотрудничеству труда и управления. | ||
Одной из поправок исследования человеческих отношений в прежние концепции менеджмента является акцент на иерархической власти и неприятие «приземленности управления», «менеджмента участия». | ||
Жажда безоблачных отношений на производстве любой ценой представляет собой одну из наиболее слабых сторон доктрины Э. Мэйо. | ||
К 1970 г. управление человеческими отношениями конституировалось в специальную управленческую функцию, получившую наименование «управление персоналом». | ||
Бихевиоризм изучает психологические аспекты поведения работников и выявляет их мотивации и предпочтения. | ||
Школа науки о поведении значительно отошла от школы человеческих отношений, основной целью которой было повышение эффективности ее человеческих ресурсов. | ||
Главный постулат поведенческого подхода состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и организации в целом. | ||
Теория “У” утверждает, что обычный человек при соответствующих условиях научается не только принимать на себя ответственность, но и искать ее. | ||
Теория “Х” обосновала необходимость интеграции индивидуальных и организационных целей в управленческом процессе, что рассматривалось как основа управления нового типа. | ||
Концепция управления человеческими ресурсами исходит из предпосылки, что моральный климат на предприятии, равно как и удовлетворенность работников, является продуктом творческого решения проблем, вызванных соучастием рабочих в управлении. | ||
Самый крупный толчок к применению количественных методов в менеджменте дало развитие компьютеров. | ||
Текущее планирование позволяет ответить на фундаментальные вопросы: какое направление в бизнесе должны избрать; каких покупателей будем обслуживать; какие товары (услуги) мы должны сделать лучше, чем наши конкуренты. | ||
Под планированием понимается процесс распределения работы среди сотрудников или группы сотрудников и координация их деятельности. | ||
А. Файоль и другие теоретики менеджмента рассматривали планирование, организацию, мотивацию и контроль как отдельные части, а не как различные стороны единого процесса. | ||
Связующие процессы – процессы принятия решений и коммуникаций, которые объединяют все управленческие функции (планирования, организации, мотивации, контроля), обеспечивая их взаимозависимость. | ||
Закрытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. |
Менеджмент, человек, организация.
Тест на проверку усвоения материала (табл. 2).
Правильное утверждение пометить – 1, неправильное – 0,
Оценка результатов:
28 и более правильных ответов – отлично,
25-27 – хорошо,
22-24 – удовлетворительно,
менее 22 правильных ответов – неудовлетворительно.
Таблица 2
№ п / п | Вопрос | Ответ |
Система управления состоит из субъекта и объекта. Объект – тот, кто управляет, субъект – тот, кем управляют. | ||
“Управление” не является удовлетворительным заместителем “менеджмента” еще и потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления. | ||
Администрация определяет организацию, ставит задачи и ориентирована на цели, а менеджмент использует организацию, борется за выполнение целей, применяя различные средства. | ||
Менеджмент формирует аппарат, организация – высшее руководство, а администрация – управляющего. | ||
Принципы менеджмента: 1)планирование; 2)организация; 3)руководство; 4)контроль. | ||
Цель разделения труда – выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. | ||
Централизация управления – передача прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние. | ||
Менеджмент глубоко укоренен в культуре и связан с интеграцией людей в организации. | ||
Предприятие никогда не достигает результатов в своих собственных стенах; в его рамках существуют лишь центры, созидающие стоимость, однако результаты достигаются лишь во внешней среде. | ||
Искусство менеджера принимать нестандартные управленческие решения заключается в его способности находить решения проблем в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны. | ||
Организационное окружение представляет собой ту часть организации, с которой человек сталкивается после своей работы. | ||
Неформальный статус роли отражает позицию ее нахождения в иерархическом построении организации; этот статус, который придается роли окружающими людьми. | ||
Расположенные на одном иерархическом уровне роли могут иметь различный формальный статус, так как он определяется не только уровнем иерархии, но и сферой деятельности, к которой относится роль. | ||
Высокий формальный статус роли придается ей окружающими людьми. | ||
Для выполнения своей роли работник наделяется правами, берет на себя определенные обязательства перед организацией и получает определенный статус. | ||
Тремя основными личностными началами поведения человека являются восприятие, критериальная основа и мотивация. | ||
Обработка информации предполагает приведение ее к определенному виду и интерпретацию, позволяющую индивиду определенным образом реагировать на полученную информацию. | ||
Систематизация располагает информацию в определенном порядке, придает ей некие завершенные формы, что наполняет информацию определенным смыслом и значением. | ||
Человек быстрее воспринимает сигналы, по отношению к которым у него есть сильное чувство позитивного или негативного характера. | ||
Такие формы восприятия как стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и т. п., могут порождать множество проблем, трудностей и ошибок в организационном поведении и вызывать предубеждения, которые могут отрицательно сказываться на многих организационных процессах. | ||
Для эффективного управления и установления хороших отношений в коллективе важными являются следующие типы расположения: 1)удовлетворенность работой; 2)увлеченность работой; 3)приверженность организации. | ||
Верования можно определить как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. | ||
Принципы воплощаются в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. | ||
Хотя человек принимает свои верования за истину, они далеко не всегда полностью соответствуют действительности. | ||
Научение поведению касается только собственного реального поведения. Оно не может касаться потенциального поведения. | ||
Суть теории закрепления осуществленного поведения в зависимости от его последствий в том, что человек, регулярно наблюдая, как ведут себя окружающие его люди, автоматически начинает подстраивать свое собственное поведение к их поведению. Он перенимает их стиль, манеры, навыки выполнения операций и т.д. | ||
Обучение на основе наблюдения поведения основывается на том, что если человек видит, что его поведение приводит к благоприятным последствиям, то он стремится повторять данное поведение; если последствия оказываются негативными, то желание вести себя и далее аналогичным образом будет существенно понижено. | ||
Компенсация в управлении людьми играет не только роль вознаграждения за произведенный труд и средства удовлетворения потребностей работников, но и роль средства модификации поведения человека. | ||
При отрицательной компенсации важно, чтобы реакция окружения или руководства на изменение поведения наступила по возможности быстрее и носила индивидуальный характер. | ||
Средства, используемые для влияния на процесс научения поведению, и частота их использования зависят от ситуации, в которой находится человек. Они должны подбираться менеджером с учетом всего многообразия факторов, влияющих на поведение человека. |
Сравнительный анализ подходов в менеджменте
Студентам необходимо заполнить табл.3, перечисляя положения различных подходов к менеджменту, к реализации различных функций управления.
Написать объяснительную записку по результатам сравнительного анализа подходов с учетом сделанных критических замечаний.
Таблица 3
Подходы к менеджменту | Функции управления | Связующие процессы | Критика | ||||
Планирование | Организация | Мотивация | Контроль | Принятие решений | Коммуникации | ||
I Школа в управлении | |||||||
1.1 Школа научного менеджмента | |||||||
1.2Административная школа | |||||||
1.3 Школа человеческих отношений | |||||||
1.4 Школа научного поведения | |||||||
1.5 Школа количественных методов | |||||||
2.Процессный подход | |||||||
3. Системный подход | |||||||
4. Ситуационный подход |
Вопросы для повторения
1. Исторические предпосылки менеджмента.
2. Историческая эволюция управления.
3. Управленческий континуум.
4. Подходы к менеджменту на основе выделения различных школ.
5. Формирование школы «научного менеджмента».
6. Административная (классическая) школа.
7. Принципы управления (по А. Файолю).
8. Школа человеческих отношений.
9. Бихевиористская (поведенческая) школа.
10. Количественная школа.
11. Процессный подход, его сущность.
12. Процесс управления как взаимосвязь функций управления.
13. Системный подход.
14. Организация как открытая система.
15. Ситуационный подход.
Таблица 4
Управленческий континуум
Год | Индивидуум или этнические группы | Основной вклад в развитие менеджмента | Страна |
5000 до н.э. | Шумеры | Письменность; регистрация фактов | |
Египтяне | Признание необходимости планирования, организации и контроля | ||
Египтяне | Признание необходимости «честной игры». Доверительные беседы – «облегчи свою душу» | ||
Египтяне | Децентрализация и организация управления | ||
Египтяне | Признание необходимости письменных запросов. Использование рекомендаций «штаба» | ||
Хаммурапи | Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности | ||
Египтяне | Централизация в организации управления | ||
Евреи | Концепция организации, скалярный принцип, принцип исключения | ||
Китайцы | Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля | ||
Навухо- доносор | Контроль над производством и стимулирование через заработную плату | ||
Менциус Китайцы Сунн-Цзы | Признание необходимости систем и стандартов. Признание принципа специализации. Признание необходимости планирования, руководства и организации | ||
Сократ Ксенофонт | Формулировка принципа универсальности менеджмента. Признание менеджмента как особого вида искусства | ||
Кир | Признание необходимости контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления планов и обработки материалов | ||
Греки Платон | Использование научных методов. Изучение методов труда и рабочего ритма. Формулировка принципа специализации. | ||
Александр Великий | Создание штаба | ||
Като | Использование описаний работ | ||
Варрон | Использование рабочих спецификаций | ||
20 г.н.э. | Иисус Христос | Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения. | |
Диоклетиан | Делегирование полномочий. | ||
Альфараби | Требования к руководителю. | ||
Газали | Требования к менеджеру. | ||
Л.Пачоли | Двойная бухгалтерия. | ||
Франсиско Де Марко | Учет издержек производства. | ||
Братья Сорансо | Использование журнала доходов и гроссбухов. | ||
Барбариго | Формы предпринимательской организации; обработка статистических отчетов. | ||
Арсенал Венеции Венецианцы | Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присвоение номеров при инвентаризации; использование методов конвейера; использование управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости. | ||
Сер Томас Мор | Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого менеджмента и руководства. | ||
Николо Макиавелли | Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целеустремленности в организации; определение качества руководителя. | ||
Сер Джеймс Стюарт | Истоки теории власти; исследования влияния автоматизации. | ||
Адам Смит | Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля; расчет оплаты труда. | ||
Томас Джефферсон | Обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей. | ||
Эли Уитни | Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества; концепция взаимозаменяемости частей; признание интервала менеджмента. | ||
Джеймс Уатт Маттеус Бултон Сохо | Стандартные операции; спецификации; рабочие методы; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное время; стандартные данные; Рождественские праздники для служащих; Рождественские премии; страховое общество служащих; ревизии баланса и отчетности. | ||
Роберт Оуэн Нью-Ланарк | Использование на практике личного опыта; ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих. | ||
Джеймс Милл | Анализ и обобщение человеческой мотивации. | ||
Чарльз Баббедж | Упор на научный подход; признание особой важности специализации; разделение труда; исследование трудовых движений и затрат времени; влияние различных цветов на эффективность труда; исчисление себестоимости. | ||
Маршалл, Логмен и др. | Признание и обсуждение относительной важности функций менеджмента. | ||
Милл и др. | Интервал контроля; единоначалие; контроль труда и материалов; специализация – разделение труда; стимулирование через заработную плату. | ||
Генри Пур | Принципы организации, связи и информации в применении к железным дорогам. | ||
Даниэль К. Мак Каллум | Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента; применение систематического менеджмента на железнодорожном транспорте. | ||
В.С.Джевонс | Использовал на практике мотивационные исследования; изучал воздействия различных инструментов на рабочего; исследование усталости. | ||
Джозеф Вартон | Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента. | ||
Генри К. Меткалф, Генри Р. Таун | Искусство менеджмента; Наука менеджмента. | ||
Фредерик Халси | План премиальных выплат заработной платы. | ||
Фредерик У. Тейлор Фрэнк Б. Гилберт | Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата; равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация; принцип исключительности в применении к цехам; система оценки себестоимости; методические исследования; исследование рабочего времени; определение научного менеджмента; упор на работу менеджеров; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и кооперацию. Наука мотивационных исследований. | ||
Генри Л. Гантт | Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Гантта; отвественость менеджеров за подготовку рабочих. | ||
Хьюго Мюнстерберг Харрингтон Эмерсон | Использование психологии в менеджменте и работе. Эффективный инжиниринг; принципы эффективности. | ||
Харлоу С. Персон Дж. К. Дункан | Организовал первую научную конференцию по менеджменту в США; научное признание менеджмента. Первый учебник менеджмента для колледжей. | ||
Х. Б. Друри Р. Ф. Хокси Ф. В. Харрис Томас А. Эдисон | Критика научного менеджмента – утверждение первоначальных идей. Модель экономической партии товара. Разработка планов военных маневров в целях обнаружения и уничтожения подводных лодок. | ||
Генри Файоль Александр Г. Черч | Первая полная теория менеджмента; функции менеджмента; принципы менеджмента; признание необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях. Функциональная концепция менеджмента; первый американец, рассмотревший весь комплекс концепций менеджмента и связавший их в единое целое. | ||
А. К. Эрланг | Предвосхитил теорию очередностей. | ||
У.Г. Леффингвелл | Применил научный менеджмент в ведомствах. | ||
К. К. Парсонс Ордвей Туд | Признал необходимость использования научного менеджмента в ведомствах. Применение психологии в промышленности. | ||
Моррис Л. Кук | Различные области использования научного менеджмента. | ||
Вальтер Д. Скотт | Привнес психологические знания в рекламное дело и работу с кадрами. | ||
Оливер Шелдон | Развил философию менеджмента; принципы менеджмента. | ||
Г. Ф. Додж Г. Г. Ромиг У. А. Шухарт | Использование статистических выводов и теории вероятностей при проведении инспекций и контроля качества с использованием статистических средств. | ||
Рональд А. Фишер | Различные современные статистические методы, включая бейесовскую статистику, теорию проб и разработку экспериментов. | ||
Элтон Мэйо | Социологическая концепция групповых устремлений. | ||
Т. К. Фрай | Статистические основы теории обслуживания. | ||
Мэри П. Фоллетт | Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации; групповой подход к решению проблем менеджмента. | ||
Джеймс Д. Муни | Признание универсальности принципов организации. | ||
Честер Барнард, П. Блэкетт и др. | Теория организации; социологические аспекты менеджмента; необходимость коммуникации. Операционные исследования. | ||
Линдэлл Урвик | Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента. | ||
Макс Вебер, Ренсис Ликерт, Крис Аргирис | Сделали упор на психологию, социальную психологию и исследования человеческих отношений в теории организации; включение широкосистемной теории организации. | ||
Норберт Винер Клод Шеннон | Сделали упор на системный анализ и теорию информации в менеджменте. | ||
Фрэнк Абрамс, Бенджамин М. Селекман | Ввели искусство управления в мышление менеджмента. | ||
Герберт Дж. Саймон, Гарольд Левитт, Роберт Шляйфер | Придали особое значение поведению человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как идентичный, наблюдаемый и измеряемый процесс; повышенное внимание уделяли философии. | ||
Дуглас Мак-Грегор | Доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории “Х” – утверждение приоритета контролирующего менеджера, а в теории “У” – принцип распределения ответственности. | ||
Игорь Ансофф | Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования, позднее сформулировал этот подход в книге «Стратегический менеджмент». | ||
Фред Фидлер | Продолжил разработку теории руководства, касающихся ориентации соответственно на задания и отношения. | ||
Джеймс Томпсон, Джей Гэлбрайт, П. Лоренс Дж. Лорше | Отметили, что не существует единственного, наилучшего пути организации деятельности и провели дальнейшие исследования ситуационных аспектов организационного строительства. | ||
Карл Вейк | Исследовал организации как интерпретируемые системы. | ||
Вильям Оучи, Оттер Вильямсон, Генри Минцберг Геральд Саланчик | Развитие теории фирмы, несовершенства рынка – причина существования фирм. Рассмотрел организационные структуры от машинной бюрократии до «адхокакратии». Теории властных структур внутри и между организациями. | ||
Розмари Стюарт | Альтернативы и ограничения действия менеджера в разнообразных ситуациях. | ||
Джеффри Пфеффер, Мишель Круазье | Различия между отдельными видами управленческих задач. | ||
Джон Коттер, Джон Габарро Теренс Дил, Алан Кеннеди | Исследование работы высших руководителей. Различные характеристики и их восприятие во времени. Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на «организационное поведение и корпоративное развитие». |
Список используемой литературы.
1. Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. – М.: Дело, 1998.
2. Дункан У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Перевод с англ. - М.: Дело, 1996.
3. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. Ю.А.Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
4. Основы менеджмента и маркетинга: Учеб. пособие/В.Б.Зубик, А.И.Ильин и др.; Под общ. ред. Р.С. Седегова. – Мн.: Выш. шк., 1995.
5. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
6. Дж. Обэр-Крие Управление предприятием. Сокращенный перевод с франц. – издательство Прогресс, Москва, 1973.
7. История менеджмента. Учебное пособие /под ред. Д.В.Валового – М.:Инфра – М., 1997.
8. История экономической мысли в России: учебное пособие для вузов /Н.О.Воскресенская, А.С.Квасов, Е.А.Козлова и др.; под ред. проф. А.Н.Марковой – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
9. Данилов С.Ю., Никитин В.Н., Очерки истории отечества: Учебное пособие. – М.: изд. Дом «Дашков и К», 2000.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник 5-издание, - М.: Гардарика, 1998.
11. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогте Н.Г. Эффективный менеджмент: учебное пособие для вузов: под общ. ред. И.И.Мазура, – М.: Высшая школа, 1993.
12. Менеджмент учебное пособие. Вершигора Е.Е., –М.:Инфра-М, 2000.
13. Словарь – справочник менеджера /под ред. М.Г.Лапусты. – Н.:Инфра-М, 1996.
14. Кохно П.А. и др. Менеджмент /П.А.Кохно, В.А.Микрюков, С.Е.Коморов. – М.:Финансы и статистика, 1993.
15. Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи. - Режим доступа: http://history.rin.ru/text/tree/2810.html
16. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994 – 615 с.
17. История менеджмента: Учебное пособие/Поршнев А. Г., Беляев А. А. и др. – М.: Инфра – М, 1997 – 253 с.
18. Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Акад. проект, 2000 – 352 с.
19. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Давыдов и Ко», 2000 – 176 с.
20. Семенова И. И. История менеджмента: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999 – 222 с.
21. Черепанцев Г. Н., Скиба В. И. Теория организации: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1998.
22. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Обнинск: Институт муниципального управления, 1995
23. Европейская хартия местного самоуправления. Страсбург, 1990//Собрание законодательства РФ.1998. №36. Ст.4466.
24. Конституция Российской Федерации.-М.,2005.
25. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996г.//Российская газета.1996. 9 апр.
26. Местные самоуправления в зарубежных странах: Информационный обзор: Юридическая литература.-М.,1994.
27. Местное самоуправление в России: Сборник материалов по проблемам становления местного самоуправления в Российской Федерации. Вып.1.- М.: Грамота, 1995.
28. 7. Местное самоуправление- технологии, проблемы, перспективы: Спецкурс. Вып.6. 1997.
29. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон. Принят Государственной Думой 12 августа, подписан Президентом РФ 28 августа 1995г.//Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст. 3506.
30. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации №327 от 23 марта 1996г.//Российская газета. 1996. 9 апр.
31. Регион и федерация: в поиске оптимума.- М.; Невельск, 1996.
32. Региональная экономика.- М.: ЮНИТИ, 1995.
33. Региональное управление: Зарубежный опыт.- М.: РАУ, 1993.
34. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики.- М.: РАН, 1993.
35. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика: Теория и политика/ Пер. с англ./ Под ред. В.П. Колесова.- М.: Экономический факультет МГУ-ЮНИТИ, 1997.
36. Кузин Д.В. Современный капитализм: государственное управление и промышленная политика. –М.: Наука, 1989.
37. Лазарев В.В.Структурные преобразования и конверсия в регионе//Сертификация - -конверсия – рынок.1997. №2.С.3 – 5.
38. Лазарев В.В. Региональная промышленная политика в условиях кризиса//Материалы научно-практической конференции «Российское государство и государственная служба на современном этапе». – М.,1998.С.158-161.
39. Лейпцигер Д., Томас В. Уроки экономического роста: Обзор опыта стран Восточной Азии. – М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь»,1997.
40. Макмиллан Ч. Японская промышленная система. – М.: Прогресс,1988.
41. Некипелов А.Д. Очерки по экономике посткоммунизма. – М.: РАН,1996.
42. Экономика и общество: новые японские исследования. – М.:АН СССР, 1990.
43. Гутман Г., Лапытин Ю. На пути к смешанной экономике. – Владимир, ВГТУ,1996.
44. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст. 3506.
45. Мельников С.Б. Муниципальный менеджмент: участие населения в собственности муниципальных образований. – М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995.
46. Мельников С.Б., Николаев В.А., Соловьев Ю.А. Муниципальный менеджмент: корпоративная собственность муниципальных образований.- Владимир: Посад, 1998.
47. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием.- М., 1997.
48. Глазырин М.В. Производственно-социальные комплексы регионов и управление ими.- М., 1997.
49. Иванченко Л.А. Приоритеты региональной экономики.- М., 1998.
50. Тодаро М.П. Экономическое развитие.- М.: ЮНИТИ, 1997.
Шнипер Р.И. Регион: Диагностика и прогнозирование.- Новосибирск