Вопрос. Особенности неофрейдизма
Неофрейдизм – развитие социально-культурных аспектов психоанализа. Представители: Карен Хорни, Гари Стен Салливен, Эрих Фромм. Они отвергают пансексуализм Фрейда, подчеркивают культурную и социальную обусловленность неврозов, рассматривают возможные пути выхода из них путем изменения отношения человека к себе и другим людям.
Карен Хорни пришла к выводу, что те явления, которые Фрейд связывал с биологическими, инстинктивными, а потому общечеловеческими проявлениями на самом деле характерны для определенной “культуры, эпохи, класса и пола”. Она так же в корне несогласна с фрейдовской теорией женской психологии, с его утверждениями о женской неполноценности и мужском превосходстве, находивших свое выражение в рассцждениях по поводу зависти к пенису и т.п. Кроме того она считает, что следует отказаться от структурного деления психики ня “оно”, “я” и “сверх-я”и теорий, сформированных на их основе (либидо, предопределяющая роль детства, эдипов комплекс и т.п.). Вместо фрейдовского либидо и агрессивных инст. стремлений она выдвигает “стремление к безопасности” и “стпремление к удовлетворению”, которые являются отчасти врожденными, отчасти приобретенными, не уточняя, от какой части. В некоторых местах она называет эти стремления “эмоциональными”. Все это, вмевте с тем, относится к среднему классу и нителлигенции США середины XX века. В конечном итоге Хорни постулирует бессознательную аффективную мотивацию, необходимость подавления и механизм подавления с пом. противоречивых и несовместимых импульсов, стремлений и т.п., защитные механизмы и окольные пути для проникновения подавляемого материалла в сознание, концепцию ожесточенного сопротивления проникновению подавл. импульсов в сознание.
Э. Фромм разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования – обладания и бытия.Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола., то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, как “конечную и реальную потребность каждого человеческого существа”. Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь ® Потребительское общество, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание.
Гарри Стек(н) Салливен не получил специального психоаналитического образования и не принял фрейдовскую терминологию. Он выработал свою собственную систему и терминологию. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформированный психоанализ Хорни и Фромма.
Вильгельм Райх поставил поблему сексуальности в центр своего внимания и признал необходимость полного сексуального раскрепощения человека, выдвинув идею “сексуальной революции”.Это означало установление подлино человеческих (естественных) взаимоотношений в любви, труде и познании.
Эго-психология: Анна Фрейд, Эрик Эриксон. Здесь основное внимание уделяется формированию Я, образа Я, защитных механизмов и т.п.
“Французский постфрейдизм” Жана Лакана. Изучение проявлений бессознательного в различных языковых реалиях. Само бессознательное, по мнению представителей этой школы, является особым языком.
41. Вопрос. Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ
Как направление возникла в 10-е гг. XX в. как реакция против атомизма и механицизма ассоциативной психологии. Предмет психологии: Необходимо изучать наивную картину миру, переживания и феномены как они есть, опыт, сохраняющий свою целостность. В этой структуре можно выделить отдельные элементы, но они вторичны по отношению к ней и свое значение приобретают только в структуре целого. В связи с пониманием предмета критикуется метод аналитической интроспекции, т.к. целое нельзя разложить на элементы (оно тогда перестанет существовать). Вводится феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержаний своего восприятия. Основным тезисом гештальтпсихологии является утверждение об изначальной целостности и структурной организованности психических процессов. Идеи целостности появляются еще в сер. XIX в. (Джон Стюарт Милль о неравенстве целого сумме частей, Брентано о единстве и целостности сознания). Понятие гештальта введено Эренфельсом в 1890 под влиянием исследований Маха (сохранение мелодии при переносе в другую тональность). Гештальт возникает автоматически одновременно с необходимой основой – суммой частей (элементаризм не преодолен). 1912 Возникновение гештальтпсихологии. Выход «Экспериментальных исследований восприятия движения» Вертгеймера. Восприятие не складывается из элементов (эффект стробоскопического (кажущегося) движения) Лейпцигская школа. (конец 10-х – конец 30-х). Крюгер, Фолькельт, Зандер. Школа диффузно-комплексных переживаний. В начале развития восприятие носит диффузный характер, где решающее значение имеет эмоциональная окрашенность стимула. Комплексное качество – целостное переживание, пронизанное чувством (Фолькельт – исследование изобразительной деятельности детей: в рисунке геометрических фигур выделяется самый яркий признак. Например, в цилиндре подчеркивается округлость). Гештальт в отличие от комплексных качеств воспринимается умозрительно. Берлинская школа. (20-30-е гг.) Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер, Курт Левин. Области исследования: Восприятие. Выделены факторы, благодаря которым элементы зрительного поля объединяются в перцептивные структуры (|| || || || ||): - близость элементов друг к другу - сходство элементов - замкнутость -симметричность и т.д. (опыты Вертгеймера, Келера) Сформулировано положение о целостном образе как динамичной структуре, образующейся по специальным законам организации. Сформулированы законы восприятия: А. Дифференциации фигуры и фона Б. Прегнантности. Стремление к «хорошей» фигуре, упрощению восприятия в ситуации неоднозначных стимулов. В. Амплификации – дополнение до целого. Перцептивная работа не предполагает активности субъекта, а является следствием динамики физиологических процессов в нервных полях. (принцип изоморфизма). Т.о. соотношение психики и мозга рассматривается с позиций параллелизма. Мышление. По Келеру интеллектуальное решение – связывание элементов поля в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля происходит внезапно в результате усмотрения (инсайта). По Вертгеймеру переструктурирование ситуации происходит благодаря отказу от привычных, сложившихся в прошлом опыте шаблонов, неадекватных задаче. Мышление рассматривается как единый процесс, но разделяющийся на этапы. (постановка задачи; группировка, реорганизация; обнаружение структуры путем инсайта; нахождение путей реализации). В экспериментах Дункера показано, что при решении задачи важно нахождения нового функционального значения элементов ситуации. Потребности, воля, аффекты. Исследования К. Левина. Основанием человеческой активности (ассоциация, поступок, мышление, память и т.д.) является намерение – потребность. Потребность – некоторое стремление, тенденция осуществить цель, которая ставится самим субъектом или исходит от другого. Потребность (квазипотребность) создает в личности систему напряжения, которая стремится к разрядке, происходящей в определенной ситуации, которая называется психологическим полем. Каждая вещь в этой ситуации выступает в каком-то отношении к потребностям субъекта и приобретает таким образом положительную или отрицательную валентность. Единство личности и среды выражается в понятии жизненное пространство, которое характеризуется измерениями: уровень реальности-ирреальности, временной перспективы. Под временной перспективой понимается представленность в настоящем ожиданий и представлений о будущем. Различные стороны и проявления личности: волевое и полевое поведение, аффекты, структура личности, - рассматриваются Левиным в пространственных понятиях психологического поля с точки зрения структурно-динамического подхода. После иммиграции в Америку Левин занимался социально психологией (школа групповой динамики). В 1921 Вертгеймер, Келер и Коффка создают журнал «Психологические исследования». Начинается влияние школы на мировую психологию. Полодотворные исследования до 30-х гг., когда многие иммигрировали в Америку. Там идеи не получили развития. В последнее время интерес к гештальтпсихологии растет. 1978 создание международного психологического общества Гештальттеория и ее применение. Гештальтпсихология пыталась преодолеть элементаризм ассоциативной психологии и открыть новые принципы и подходы к изучению психических процессов. Сущность и исторический смысл гештальттеории состоит во введении структурного принципа, по мнению Выготского. Кроме того, важный итог деятельности гештальтпсихологов – создание новых методик экспериментального исследования мышления, восприятия, личности, а также богатая феноменология, полученная с их использованием. Однако, в рамках этих концепций сознанию не приписывается собственная активность. Все изменения происходящие в нем трактуются как результат чисто пассивных процессов (усмотрение связей, установление «динамического равновесия» и т.д.). Если и утверждалась духовная активность, как основа целостности содержаний сознания, то научного объяснения она не получила (Лейпцигская школа). Сохраняется понимание сознания как замкнутого в себе мира переживаний, феноменов. Идеи гештальтпсихологии нашли применение в области психотерапевтической практики. На ее принципах в сочетании с подходами психоаналитических концепций основывается гештльттерапия (используются понятия гештальта, целостности, поля, фигуры и фона, «здесь и сейчас» и др.).