Автоколебания управляемых колес (явление Шимми)
При больших скоростях возникают автоколебания управляемых колес. Особенностью является то, что на определенной скорости возникает периодически изменяющаяся внешняя сила от дороги, которая вызывает колебания в колебательном контуре передних управляемых колес, возникает явление автоколебание, аналогичное колебанию скрипичной струны под смычком.
Явление Шимми проявляется в том, что на гладкой дороге при неподвижном руле в рулевом управлении возникают колебания с частотой 10-30Гц и амплитудой несколько градусов.
при повороте оси, колеса вращаются с большой скоростью, которые одновременно представляют собой ось гироскопа, возникают гироскопический момент, который будет действовать в перпендикулярной плоскости.
Каждое управляемое колесо, ось которого может отклоняться как вертикально, так и в горизонтальной плоскости, соединено с рулевым управлением, которое является упругим контуром.
При наезде на небольшую неровность ось колеса отклоняется
Стабилизация управляемых колес -это их свойство сопротивляться отклонению под действием внешних сил от соответствующего прямолинейному движению и автоматически возвращаются к этому положению после прекращения действия внешних сил.
Действие стабилизирующих моментов Мст увеличивает силу для поворота руля, но облегчает обратное движение возврат в нейтральное положение без воздействия водителя – идеальная стабилизация.
Стабилизация способствует уменьшению амплитуды случайных колебаний колес и повышению курсовой устойчивости автомобиля.
Возникновение этих моментов связано:
1) с особенностью процессов, происходящих в контакте с опорой поверхности эластичного колеса, катящегося с уводом;
2) с наклонным расположением опорных осей шкворней поворотных цапф.
Схема возникновения стабилизирующих моментов при случайном повороте управляемых колес показана
Устойчивость – свойство автомобиля, характеризующее его способность сохранять заданное направление движения при воздействии внешних сил, стремящихся отклонить его от этого направления.