ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП

КОНСПЕКТ 5

(2262 год от сотворения мира, 3247 год до Рождества Христова)

Быт. 6. Под влиянием каинитов потомки Сифа стали забывать истины веры и нравственности. Когда грех подавил в людях все высшие духовные стремления, Господь определил: «пусть будут дни их 120 лет». Выражение это нельзя понимать как ограничение возраста человека этим числом лет, так как даже после потопа люди жили до 500 лет. По мнению толкователей, 120-летний период назначается здесь для покаяния развратившегося человечества.

Человечество настолько погрязло во грехе, что не захотело покаяться и обратиться к Богу. Чтобы изобразить это греховное состояние бытописатель употребляет по отношению к Богу «человекообразное» выражение: «раскаялся (по-славянски "помысли") Господь и восскорбел в сердце своем». Как всеведущий и всемогущий, Господь не может, конечно, в чем-нибудь раскаяться. Раскаяние здесь приписывается Богу для обозначения окончательной испорченности человечества, не оставлявшей уже места Божию милосердию. Наказание, определенное человеку, простирается и на царство животных, в силу тех тесных таинственных уз, которые по воле Творца существуют между человеком и прочими творениями (Рим. 8, 19–22).

Благочестие Ноя было уникальным на фоне всеобщей испорченности его современников. Этому праведнику Господь и открывает Свое решение об истреблении первого мира.

Ной, по указанию Господа, должен был построить трехъярусный ковчег со многими отделениями, которые предназначались для Ноя и его семейства, животных и для запасов пищи.

Определяя наказание развратившемуся человечеству через потоп, Господь открывает Ною, что установит с ним Завет. Завет между Богом и человеком есть религиозный союз, условиями которого являются обетования со стороны Бога и вера со стороны человека. В силу этого завета в данном случае праведник Ной со своим семейством и представителями животного мира спасается от гибели. Это спасение было прообразом того спасения, которое в будущем может получить все человечество через искупительную смерть Иисуса Христа. Завет с Ноем был прообразом другого Завета, выразившегося в явлении Искупителя. Ковчег – символ Церкви Христовой, в которой верующие спасаются, а воды потопа – прообраз очистительной воды, крещения.

Быт. 7. По окончании постройки ковчега Господь повелел Ною войти в ковчег и взять с собой чистых животных по семи, а нечистых по два. Когда Ной исполнил повеление Божие (это был 600 год, 2-й месяц, 27-й день жизни патриарха) раскрылись «источники бездны» и полился дождь. Через 40 дней ковчег со всеми бывшими в нем поднялся и плавал на поверхности вод, которые покрывали самые высокие горы на 15 локтей (локоть равняется примерно 50 см). Все земные обитатели погибли в волнах потопа. Вода поднималась все выше в продолжение 150 дней.

Происхождение всеобщего потопа ученые объясняют: а) перемещением точки равновесия Земли,

б) замедлением обращения Земли вокруг своей оси, в) действием пролетавшей мимо Земли кометы.

На вопрос, откуда взялось столько воды, что она покрыла всю землю, можно ответить так: а) вода могла переместиться с одной половины Земного шара на другую, б) до третьего дня творения мира вся земля была покрыта водою, в) атмосфера может дать больше воды, чем необходимо для затопления всей земли.

Быт. 8. Ной выпускает птиц – ворона и голубя, чтобы узнать состояние земли. В 601-й день рождения Ноя земля осушилась, а через два месяца по повелению Господа Ной вышел из ковчега. В благодарность за спасение Ной устроил жертвенник Господу и принес на нем жертву. Милостиво приняв жертву, Господь высказал Свое решение, что Он не будет более поражать землю за грехи человека, что в будущем строй и порядок мира не будут нарушаться явлениями, подобными потопу.

Быт. 9. Приняв жертву, принесенную Ноем после потопа, Господь изрекает ему и сыновьям его благословение на размножение и владычество над тварями, дает законы о пище, крови и убийстве и поставляет особый закон с миром.

До потопа человеку было дано употреблять только растительную пищу (Быт. 1, 29), теперь же в снедь ему назначается и «всякое движущееся», то есть животные, несомненно чистые, которые позже были указаны законом Моисея (Лев. 11).

Вероятно, разрешение употреблять в пищу животных было дано потому, что плодотворная сила земли уменьшилась, физическое состояние людей требовало более питательной пищи. Люди еще до потопа привыкли вкушать мясо животных. Бог запретил употреблять в пищу только кровь животных, потому что жизнь животного находится в тесной связи с его кровью. Кровь была назначена только для жертвоприношений (Лев. 17, 11).

Кроме того, причиной запрещения употреблять в пищу кровь животного является намерение внушить человеку отвращение от ненужного кровопролития, предотвратить человека от излишней жестокости, внушить ему уважение к жизни вообще.

Завет, заключенный Богом с Ноем, объемлет не только все человечество, но даже животных, которые участвуют в этом завете, конечно, не сознательно. Видимым знамением завета является радуга, сопутствующая обычно дождю; обещание Господа милостиво относиться к греховному миру, указывая на то полное примирение неба и земли, которые совершится через искупительную смерть Христа Спасителя.