В долгосрочном периоде у чисто конкурентных фирм возникает тенденция к безубыточности.

Чистая конкуренция

Максимизации прибыли фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Закон убывающей отдачи.

В краткосрочном периоде, когда возможности фиксированы, фирма может увеличить объем производства присоединяя большее количество меняющегося (переменного) ресурса к своим фиксированным мощностям. Однако, с некоторого момента последовательное присоединение дополнительных единиц переменного ресурса к фиксированному ресурсу станет приносить все меньше и меньше полезного эффекта в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса. В этом и состоит закон убывающей отдачи. Его действие объясняется тем, что на каком-то этапе оборудование оказывается перегруженным и не может переработать весь объем переменного ресурса.

В своей деятельности фирмы могут столкнуться с огромным количеством конкретных рыночных ситуаций. Однако все это многообразие можно свести к 4 основным рыночным моделям.

1. Чистая конкуренция

2. Чистая монополия

3. монополистическая конкуренция.

4. Олигополия(несколько продавцов)

Первая модель относиться к совершенной конкуренции, а три остальные к несовершенной.

Чистая конкуренция, это такая рыночная модель, когда в отрасли действует очень большое количество мелких фирм, производящий стандартизированную продукцию, информация о рынке является общедоступной и отсутствуют барьеры препятствующие свободному входу и выходу фирм из отрасли. В таких условиях, отдельно взятая фирма не может повлиять на рыночную цену и вынужденна приспосабливаться к цене установленную рынком.

В краткосрочном периоде чисто конкурентные фирмы могут максимизировать прибыль двумя способами.

1. Сравнивая валовые доходы и общие издержки

2. Сопоставляя предельных доход. Доход полученный от реализации одной дополнительной продукции и предельные издержки

В первом случае изменяя объем производство и каждый раз сравнивая полученных доход с понесенными затратами фирма, в конечном итоге, сможет найти тот объем производства при котором её прибыль будет максимальной. Однако этот способ требует значительных затрат времени и средств.

Во втором случает фирма может однозначно определить тот объем производства, при котором её прибыль будет максимальной. Максимум прибыли фирма получит производя такой объем продукции при котором предельный доход и предельные издержки равны.

Вступление новых фирм в отрасли ликвидирует прибыль, а отток фирм из отрасли ликвидирует убытки. В результате экономическая прибыль исчезает, и все фирмы начинают получать только нормальную прибыль. Принято считать, что в условиях чистой конкуренции обеспечивается самая эффективная система распределения и использование ограниченных ресурсов. Однако это не совсем так.

1. В условиях чистой конкуренции не обеспечивается оптимальная с точки зрения в целом общества распределение ресурсов.

2. Чисто конкурентные фирмы не заинтересованны в финансировании научно-технического прогресса.

3. Экономия на издержках чисто конкурентные фирмы перекладывают часть своих затрат на общество в целом в результате возникают отрицательные внешние эффекты (Экстерналии). Например загрязнение окружающей среды.

4. Поскольку продукт стандартизирован диапазон потребительского выбора ограничен.