КОНСПЕКТ 11

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И РУССКОЕ МОНАШЕСТВО В XIV-XV ВЕКЕ

3 мая 1314 года – В селе Варницы в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии рождается младенец Варфоломей. Его старшего брата звали Стефан, а младшего Петр.

1328 год – Обедневшая семья Варфоломея перебирается в город Радонеж.

Около 1337 года – Преставление преподобных Кирилла и Марии Радонежских (дни их памяти 18 января и 28 сентября), принявших иночество, а потом и схиму в Хотьково-Покровском монастыре, который был одновременно и мужским и женским. В этот же монастырь поступает и Варфоломей. Там уже подвизается его старший брат Стефан, успевший овдоветь.

1337 год – Варфоломей и Стефан основывают пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где строят небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан покидает брата. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призывает некоего игумена Митрофана и принимает от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

1345 год – Образование Троице-Сергиева монастыря. Первый игумен – Митрофан.

1354 год – Преподобный Сергий принимает сан иерея и становится игуменом после Митрофана.

Преподобный подавал всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.

1356 год – Митрополит Алексий основывает Спасо-Андроников монастырь в Москве. Первым игуменом монастыря становится Андроник (день памяти 13 июня) – один из любимых учеников преподобного Сергия. Спасский собор монастыря – древнейший из сохранившихся московских храмов.

Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца. Очень часто он примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и других. Благодаря этому ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.

1365 год – Митрополит Алексий основывает в Москве монастырь во имя Чуда архистратига Михаила в Хонех в память об исцелении ханши Тайдулы (Чудов монастырь).

Слава преподобного Сергия дошла даже до Константинополя: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в 1376 году в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей (+1378) перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

1379 год – Основан Новый Симонов Монастырь в честь Успения Святой Богородицы. Первым игуменом монастыря становится ученик преподобного Сергия – Феодор, в последствие архиепископ Ростовский (день его памяти 28 ноября). Здесь были похоронены герои Куликовской битвы Александр Пересвет и Родион Ослябя (день памяти 7 сентября). Монастырь был ставропигиальным, то есть непосредственно подчинялся Константинопольскому патриарху.

1379 год – Преподобный Сергий ручается за суздальского епископа Дионисия.

Отправляясь на Куликовскую битву, Дмитрий Донской в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Хотя, по канонам Русской Православной Церкви, монахам и священнослужителям запрещенно участвовать в боевых действиях.

1389 год – Преподобный Сергий скрепляет духовное завещание Дмитрия Донского, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и другие, а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Под руководством преподобного Сергия в его обители выросли выдающиеся подвижники благочестия: Симон, Исаак безмолвник и преподобный Михей, свидетели посещения Божией Матерью; Макарий, видевший ангела, сослужащего преподобному; Симеон екклезиарх (наблюдатель за порядком в храме), видевший небесный огонь во время совершение преподобным Литургии. Учениками Сергия Радонежского были также Роман Киржачский, Иаков Железноборский и многие другие.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (день памяти 17 ноября). Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…

25 сентября 1392 года – Преставление преподобного Сергия Радонежского.

1395 год – Тимур (Тамерлан) двигается на Москву, но 26 августа в день Сретения иконы Владимирской Богоматери, незадолго до этого перенесенной митрополитом из Владимира в Москву, неожиданно поворачивает обратно. В память этого события Василий II закладывает в Москве Сретенский монастырь.

1397 год – Преподобный Кирилл Белозерский (день памяти 9 июня) основывает мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

1418 год – Преподобный Епифаний Премудрый создает житие Сергия Радонежского (ранее им же написано житие Стефана Пермского).

5 июля 1422 года – Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.

1430 год – Преставление преподобного Андрея Рублева (день памяти 4 июля).

1450 год – Общецерковная канонизация преподобного Сергия Радонежского.

Историки связывают в своих исследованиях три имени: преподобного Сергия, святителя Алексия и святителя Стефана Пермского. Все три святых мужа, подвизаясь каждый на своем поприще, делали одно общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело – укрепление Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились московские князья XIV века.