СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
С точки зрения нормативного правопонимания, право - это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны.
ПРАВО
Понятие права - основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.
Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.
Право - непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному, поэтому единого понимания права в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.
Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания):
1. нормативное правопонимание;
2. социологическое;
3. нравственное.
Эти концепции и раскрывают сущность права. Попытка свести воедино все три концепции, получившая название «интегративного» подхода к правопониманию, содержит внутренние противоречия и не является общепризнанной, поэтому мы ее рассматривать не будем.
Такое толкование термина «право» обладает существенными недостатками:
1. Право понимается очень узко - как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным.
2. Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми.
3. Право здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей.
4. Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства с точки зрения их соответствия естественным законам, идеям равенства и справедливости, интересам общества.
5. Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться только под воздействием предписаний власти, выраженных в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности.
6. Этот тип правопонимания недемократичен.
7. С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.
Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию.
С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой одну из сторон общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей, т. е. в расчет берется т. н. "живое", действующее право.
Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений, не предопределенные государством, а естественным образом сложившихся между людьми на основе установленных государством общих принципов.
В нормативном правопонимании первичной клеткой права считается норма права, а в социологическом правопонимании - это правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей).
Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные нормы поведения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право существовало до закона, помимо него. Право здесь понимается, прежде всего, как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица.
Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.
Недостатком является сложность разграничения правового и неправового, трудности с определением правового характера отношений, а также узаконивание фактического неравенства людей, естественным образом складываюегося в обществе.
Как следствие - особое внимание уделяется договору, определяющему договорные права и обязанности сторон. Особую роль в такой ситуации играет суд: если отношения протекают нормально, то проблем с правовыми отношениями не возникает, а если да - то вопрос об их правовом характере решает суд. Эта концепция получила особенно глубокое развитие в тех странах, где основным источником права является судебный прецедент, то есть ранее принятое решение суда по аналогичному делу, а государство устанавливает лишь общие принципы взаимоотношений между людьми.
Нравственный подход к правопониманию пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы, навязанные государствои, или правоотношения, сложившиеся между людьми).
Достоинства нравственного правопонимания:
- право здесь связано с положительными общественными явлениями - со свободой, демократией и т.п.
- данное правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме.
К недостаткам может быть отнесено следующее:
- сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового.
- не решен вопрос о существовании права до или помимо закона.
Каждый из типов правопонимания по-своему выражает правовую действительность, имеет свои плюсы и минусы. В праве мы обнаружим и нормы, и отношения, и идеи. В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но то, какой из них становится господствующим, т. е. определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации в обществе.
Господствующее правопонимание показывает, как представлено право в том или ином обществе.
Нормативное правопонимание господствует там, где политическая или военная власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство).
Социологическая теория зиждится на иных основаниях - эта концепция дает приоритет общественных отношений, она согласуется с обществом, в жизнь которого государство не вмешивается или вмешивается лишь минимально. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления.
В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи - свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному европейскому обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п.
В нашем государстве одновременно сосуществуют все три обозначенных выше подхода.
Перейдём теперь к определениям понятия права. Право, как социальный институт, понимается трояко:
1) с точки зрения нормативного подхода, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, установленных государством, и обеспеченных его принудительной силой, используемая в качестве средства обеспечения интересов людей, но в первую очередь той части общества, которая обладает политической властью.
2) с точки зрения социологического правопонимания, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, сложившихся в обществе, и обеспеченных принудительной силой государства, используемая в качестве средства обеспечения интересов людей, но в первую очередь той части общества, которая обладает экономической властью.
3) с точки зрения нравственной теории, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, установленных либо санкционированных государством, и обеспеченных его принудительной силой, используемая для взаимного согласования интересов и обеспечения прав и свобод людей, независимо от того, к какой части общества они относятся.
Для цели получения основ правовых знаний нравственное правопонимание наиболее приемлемо, но понимать и отличать друг от друга необходимо все три.
К О Н Ц Е П Ц И И П Р А В О П О Н И М А Н И Я | ||
нормативное | социологическое | нравственное |
Слово «норма» в переводе с латинского дословно означает «наугольник», то есть инструмент для проверки правильности геометрических углов, но впоследствии оно получило новое значение – правило, в частности, правило поведения, условие, которого необходимо придерживаться в процессе деятельности.
В обществе сложились и существуют множество различных правил поведения. По направленности воздействия их можно разделить на две большие группы: технические и социальные.
Технические нормы– это правила поведения, которые регулируют порядок эксплуатации различной техники и технологию производственной деятельности.
Социальные нормы– это правила поведения, которые регулируют отношения между людьми.
Среди социальных норм можно выделить 7 самостоятельных видов:
1) Нормы права– это правила поведения, имеющие формально определённый (писанный) и общеобязательный характер, установленные и охраняемые государством для всех подчинённых ему субъектов, определяющие права и обязанности лиц в регулируемых ими общественных отношениях. Для устранения тавтологии учтём, что права и обязанности – это форма и мера позволяемого и предписываемого поведения.
2) Нормы морали – это правила поведения, имеющие неопределённый и не общеобязательный характер, установленные и охраняемые отдельными людьми или группами людей для всех подчинённых им субъектов, отражающие отношение этих людей или групп к самим себе и другим людям как к субъектам общественных отношений.
3) Нормы этикета– это правила поведения, имеющие определённый и общеобязательный характер, установленные и охраняемые отдельными людьми или группами людей для лиц, вступающих с ними в общественные отношения, определяющие порядок их взаимодействия между собой.
4) Нормы религии– это правила поведения, имеющие определённый (писанный), но не общеобязательный характер, установленные представителями определённого религиозного культа для субъектов, которые его исповедуют, определяющие их отношение к самим себе и к другим людям, а также порядок их взаимодействия между собой.
5) Нормы политики– это правила поведения, имеющие не общеобязательный и не определённый характер, установленные субъектами, участвующими в борьбе за государственную власть, определяющие порядок их взаимодействия между собой.
6) Обычаи– это правила поведения, имеющие не общеобязательный и не определённый характер, сложившиеся, но не охраняемые в определённой социальной среде в ходе взаимодействия людей между собой, определяющие порядок такого взаимодействия.
7) Традиции– это правила поведения, имеющие не общеобязательный, но определённый характер, сложившиеся в определённой социальной среде в ходе взаимодействия людей между собой и охраняемые ими, определяющие порядок такого взаимодействия и отношение людей к себе и к другим людям.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ | ||||||
право | мораль | этикет | религия | политика | обычаи | традиции |