ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма государства— это способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства представляет собой государственно-правовую конструкцию, состоящую из трех элементов:

- формы правления;

- формы государственного устройства;

- формы государственного режима.

Форма правления— это организация, порядок образования и взаимодействия высших органов государственной власти (парламента, главы государства и правительства). В зависимости от порядка замещения поста главы государства различают две разновидности формы правления - монархию и республику.

Монархия— это такая форма правления, при которой главой государства является лицо, получающее и передающее свой пост и титул, как правило, по наследству и пожизненно.

 

 

В настоящее время в мире существует около 30 монархий. Их разновидности определяются характером взаимоотношений монарха с иными высшими органами власти — парламентом и правительством:

1) абсолютная монархия (Оман, Катар, Саудовская Аравия). В руках монарха сосредоточена вся полнота власти, все иные органы власти формируются монархом и действуют под его руководством. В чистом виде сейчас таких монархий нет: в большинстве случаев они хотя бы формально имеют конституцию;

2) дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Тонга). Власть делится между парламентом и монархом. Парламент принимает законы, но у монарха есть право абсолютного вето (отклонения законопроекта). Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несет ответственность только перед ним;

3) парламентарная монархия (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к законопроектам (например, в Японии), либо фактически не применяет вето (например, в Великобритании). Главная отличительная черта парламентарной монархии — формирование правительства парламентом и ответственность правительства перед ним.

Ряд монархий занимает промежуточное положение между дуалистическими и парламентарными (Иордания, Марокко, Непал).

Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется представительными органами, избираемыми народом на определенный срок.

Большинство современных государств — республики. В зависимости от характера взаимоотношений между президентом, парламентом и правительством принято делить республики на такие разновидности:

1) президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой республике, как правило, избирается прямыми общенародными выборами (исключение составляют США, где президента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только государство, но и правительство. Правительство назначается президентом и ответственно только перед ним;

2) парламентарная республика (Венгрия, Германия, Индия, Италия). Президент избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан: парламентом или особым собранием, формируемым исключительно для выборов президента. Президент не является главой правительства и не свободен в его формировании. Фактически, главу и состав кабинета определяет парламент, точнее, партия, победившая на парламентских выборах и имеющая большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом;

3) смешанная (президентско-парламентарная) республика (Беларусь, Перу, Россия, Украина, Франция). Эта разновидность республики соединяет черты парламентарной и президентской республик. Выборы президента
производятся всенародным голосованием (как в президентской республике), но президент не возглавляет правительство (как в парламентарной республике). Правительство назначается президентом, но назначение премьер-министра требует согласия парламента. Правительство несет ответственность перед президентом, но и

 

парламент вправе выразить ему недоверие, что влечет отставку правительства. Для смешанной республики характерно выведение поста президента за триаду законодательной, исполнительной и судебной власти: президент имеет самостоятельный статус.

Форма государственного устройства— это способ территориально-политического устройства государства, порядок взаимоотношений между государством и его отдельными частями. По форме государственного устройства все государства делятся на простые (унитарные) и сложные.

Простое (унитарное) государство — это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний).

Федерация — представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств (субъектов федерации) в единое союзное государство.

Конфедерация — это временный союз государств, созданный для достижения конкретной цели (например, завоевание независимости). В данном случае государства объединяют лишь отдельные направления своей деятельности (например, оборону, внешнюю политику, внешнюю торговлю). Развитие конфедерации подчинено «железному историческому закону»: она либо распадается на отдельные государства (Объединенная Арабская Республика 1958-1961 гг., распавшаяся на Египет и Сирию), либо эволюционирует в федерацию (США).

Форма государственного режимаэто совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Существует множество классификаций государственных режимов, из которых наиболее распространенная —
деление государств на демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные).

Характер государственного режима определяется не только правовыми нормами, но и существующей в стране политической системой, уровнем политической и правовой культуры населения. Однако определяющим фактором служит характер государственной власти.

Различают следующие разновидности форм государственного режима:

1) демократический режим, для которого характерны: реальность политических прав и свобод граждан; политический и идеологический плюрализм; формирование органов власти путем свободных всеобщих выборов; разделение властей; деятельность и власти, и оппозиции в строго конституционных рамках.

Такая разновидность государственного режима типична для государств Западной, Северной и Центральной Европы, Северной Америки. Отдельные параметры демократического режима достигнуты постсоциалистическими
странами;

2) антидемократический режим, который делится на авторитарный и тоталитарный.

2.1Характерными признаками авторитарного режимаявляются: ограничение объема политических прав и свобод; ограниченный политический и идеологический плюрализм (например, дозволено существование только двух партий); фактическое, а порой и формальное отсутствие разделения властей; недемократический характер выборов (отсутствие у избирателей реальной возможности выбора).

Авторитарный режим характерен для ряда развивающихся стран (Индонезия, Малайзия, Тайланд), хотя отдельные его элементы могут проявляться и в традиционно демократических государствах.

2.2 Тоталитарный режим. Его характерными чертами являются:

 

принципиальный отказ от идеи естественных прав человека; приоритет государства в системе социальных ценностей; однопартийная политическая система и запрет на существование оппозиции; наличие общеобязательной государственной идеологии; формальность и декоративный характер выборов; принципиальное отвержение разделения властей.

Тоталитарный режим возможен как в высокоразвитом, так и в слаборазвитом обществе и государстве (нацистская Германия, фашистская Италия, СССР и страны «социалистического лагеря», некоторые современные африканские и азиатские государства).

Понятие «гражданское общество» отличается от понятия «общество». Общество как свойственный только человеку механизм общения и коллективной деятельности, возникло задолго до появления государства. Гражданское общество — это качественное состояние общества, сложившееся в ряде государств (прежде всего — западноевропейских) в Новое время. В досовременных государствах существовали только отдельные элементы гражданского общества (например, подчиненность государственных органов обществу в Древних Афинах, развитое частное право в Древнем Риме).

Гражданское общество— это сообщество свободных индивидов, негосударственных объединений граждан и сфера отношений между ними, независимая от государственного вмешательства. В широком смысле слова гражданское общество включает в себя все, до чего «не доходят руки» государства.

У гражданского общества, как сложного явления, есть своя структура, которую составляют:

1) свободные, равноправные, самостоятельные индивиды. В личностном отношении член гражданского общества — это свободный человек, обладающий чувством личного достоинства. В экономическом плане его самостоятельность проявляется в том, что он выступает одновременно как собственник и труженик. Он обладает средствами, необходимыми для нормального существования, и готов взять на себя риск ведения своего дела, ответственность за себя и свою семью. Политический аспект свободы индивида заключается в его независимости от государства и возможности участвовать в управлении государственными делами;

2) негосударственные объединения граждан (семья, церковь, партии, профсоюзы, клубы, движения). В гражданском обществе каждый имеет возможность удовлетворить извечную тягу человека к общению — по возрастным, интеллектуальным, экономическим, спортивным, религиозным, политическим интересам;

3) общественные отношения между индивидами и их объединениями, развивающиеся на основе равенства и самоуправления. Отношения в среде гражданского общества чрезвычайно многообразны: хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые, политические. Характерно, что здесь преобладают не вертикальные (по подчиненности), а горизонтальные (равнопартнерские и конкурентные) связи. В эту сферу деятельности людей государства вмешивается лишь тогда, когда обществу или отдельным людям грозит опасность, когда общество не может самостоятельно справиться с какой-то проблемой.

Таким образом, гражданское общество — это главным образом социально-экономическая и личная сфера жизнедеятельности людей, свободная от государственного вмешательства.

 

 

Гражданскому обществу соответствует тип государства, который именуют правовым. В этом смысле правовое государство — это система органов и институтов, которые гарантируют и защищают нормальное функционирование гражданского общества. Контроль гражданского общества над государством осуществляется при помощи политических партий (особенно оппозиционных), средств массовой информации, свободных демократических выборов.

Правовое государство— это такое государство, в котором наиболее полно обеспечены права и свободы личности, а государственная власть основана на праве, связана правом и осуществляется в правовых формах.

Основные признаки правового государства:

1) широкий спектр прав и свобод личности, гарантированных и обеспечиваемых государством, равенство граждан перед законом, доступность правовой защиты для каждого гражданина, ограничение вмешательства государства
в сферу частной инициативы;

2) верховенство правового закона в системе нормативно-правовых актов. Правовым является только такой закон, который содержит равную для всех меру свободы и справедливости. Иначе говоря, это справедливый и гуманный закон, перед которым все равны;

3) демократический, легальный способ формирования власти. Органы власти правового государства, как правило, формируются путем выборов, а назначения на государственные должности осуществляются с соблюдением законной процедуры. Свободные всеобщие выборы — важнейшее средство контроля общества над государственной властью. В правовом государстве невозможны государственные перевороты, закулисные сделки о формировании органов власти;

4) разделение властей. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная) формируется и действует в относительной независимости друг от друга. Разделение властей означает также наличие строго очерченного круга полномочий и границ деятельности для каждой из ветвей власти;

5) связанность власти правом. Власть правового государства действует по принципу «разрешено только то, что прямо дозволено законом». Правовое государство выступает в качестве такого типа государства, власть которого основана на праве, ограничивается с помощью права и осуществляется в правовых формах;

6) высокий уровень общей и правовой культуры граждан. Только в таком случае возможно сознательное, компетентное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, уважение к закону, правам и свободам сограждан;

7) взаимная ответственность государства и личности. Ответственность личности перед государством существует при любом типе государства. Но только в правовом государстве возможна ответственность государственной власти перед личностью в случае нарушения государством прав, свобод и законных интересов личности. Она реализуется при помощи подачи иска к государству и его органам, обращения в суд, в том числе и в международные судебные органы.

8) высокое положение суда в обществе и государстве. Суд должен быть арбитром во взаимоотношениях между гражданами и государством. Деятельность суда должна основываться на таких принципах, как коллегиальность, презумпция невиновности, состязательность, равенство сторон, обжалование принятых решений и др.