Вопросы для семинарского занятия

Заключение

От Российской Академии медицинских наук

От МПС России

От МВД России

От Минобороны России

на федеральном уровне - Главное военное медицинское управление Мин­обороны России;

на региональном уровне - медицинские службы (орган управления) военных округов (флотов);

на территориальном уровне - медицинские службы (орган управления) во­енных округов (флотов) по месту их дислокации и начальники медицинских служб гарнизонов;

на местном уровне- начальники медицинских служб гарнизонов;

па федеральном уровне- Медицинское управление МВД России;

па региональном уровне - управления медицинской службы округов МВД России;

на территориальном уровне - управления медицинской службы по месту их дислокации;

в остальных субъектах Российской Федерации и на местном уровне- ме­дицинские службы управлений (отделов) МВД России;

па федеральном уровне - Департамент здравоохранения МПС России;

на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях - со­ответствующие органы управления врачебно-санитарной службы и учрежде­ний здравоохранения МПС России;

на федеральном, территориальном и местном уровняхее соответствую­щие органы управления и учреждения (организации);

от Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест»

на федеральном уровне- Центральный комитет Красного Креста;

на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях - со­ответствующие комитеты Красного Креста (Полумесяца).

На всех уровнях соответствующие органы управления организуют взаимодействие с учреждениями и предприятиями снабжения медицинским имуществом и техникой.

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также ис­пользования формирований и учреждений ВСМК возлагается па службу медицины катастроф Минздрава России.

Совместные усилия взаимодействующих сторон направлены па решение сле­дующих задач:

- организацию постоянного медико-санитарного наблюдения за потенциально опасными в плане возникновения ЧС объектами, проведение комплекса ме­роприятий по недопущению или снижению тяжести медико-санитарных по­следствий возможных ЧС;

- своевременное и четкое планирование медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС;

- оперативное обеспечение информацией о возникновении ЧС, их медико-са­нитарных последствиях, изменениях медицинской и санитарно-эпидемиоло­гической обстановки, наличии и создании органов управления, формирова­ний и учреждений ВСМК;

- поддержание высокой готовности органов управления, формирований и уч­реждений ВСМК;

- обеспечение постоянной, устойчивой связи органов управления, формирова­ний и учреждений ВСМК; .

- своевременное принятие и оперативная реализация оптимальных решений по выдвижению в зону ЧС формирований взаимодействующих сторон, их эф­фективному использованию при проведении лечебно-эвакуационных, сани­тарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также по обеспечению медицинским имуществом;

- создание и четкое ведение единых учетно-отчетных документов;

- решение вопросов финансового и материально-технического обеспечения;

- сохранение здоровья личного состава аварийно-спасательных подразделе­ний, формирований и учреждений, а также населения, участвующего в лик­видации последствий ЧС.

Взаимодействие сторон в области предупреждения и ликвидации медико-сани­тарных последствий ЧС включает следующие мероприятия:

- разработку и внедрение в практику здравоохранения единой доктрины под­готовки и использования сил и средств здравоохранения, организации и про­ведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и про­тивоэпидемических мероприятий в ЧС;

- четкое определение конкретных задач всех взаимодействующих органов управления, формирований и учреждений и организация их решения на дан­ном уровне ВСМК и в конкретных ЧС;

- совместное участие в разработке нормативно-правовых и руководящих документов1

- подготовку группировок сил и средств к проведению лечебно-эвакуацион­ных мероприятий, а также специализированных формирований госсанэпидслужбы для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС;

- обмен информацией о складывающейся медицинской и санитарно-эпидемио­логической обстановке;

- организацию мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зоне ЧС;

- доукомплектование формирований, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- создание системы управления, организацию оповещения и всестороннего обеспечения органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

- проведение совместных тренировок (учений) по проверке реальности пла­нов, подготовке органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

- совместную разработку и постоянное уточнение вопросов взаимодействия планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

- взаимный обмен информацией по вопросам предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, относящейся к компетенции взаимо­действующих сторон;

- совместную разработку содержания и методов специальной подготовки лич­ного состава органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

- участие в подготовке населения по оказанию первой помощи в ЧС;

- координацию научных исследований по организации ВСМК, ее подготовке и деятельности, совершенствованию взаимодействия сторон, вопросам медицин­ской защиты населения и личного состава аварийно-спасательных формирова­ний, совершенствованию оснащения формирований и учреждений службы;

- обмен опытом, участие в конференциях, семинарах по проблемам предупре­ждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Взаимодействие органов управления, формирований и учреждений ВСМК орга­низуется на федеральном, региональном и территориальном уровнях межведомствен­ными координационными комиссиями ВСМК, на местном уровне - руководителем органа здравоохранения, на объектовом уровне - руководителем учреждения здраво­охранения.

В интересах комплексного использования всех сил и средств ВСМК на службу медицины катастроф Минздрава России возлагается руководящая роль. Руководство всеми силами и средствами, участ­вующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуа­ций осуществляют органы управления службы медицины катастроф Минздра­ва России.

Служба медицины катастроф Минздрава России организует разработку научно-методических основ подготовки Всероссийской службы медицины катастроф, принципов и организации ее работы при ликвидации ме­дико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, организует взаимодей­ствие входящих в нее сил и средств, а также организует подготовку, усовер­шенствование и аттестацию специалистов службы медицины катастроф.

Таким образом, ВСМК – это комплекс сил, средств, органов управления, предназначенных для своевременного оказания всех видов медико-санитарной помощи пострадавшим в ЧС мирного времени.

Она является функциональной подсистемой Российской государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и создается на базе существующих ЛПУ, научно-исследовательских институтов клинического и санитарно-эпидемиологического профилей МЗ РФ и других ведомств (Министерства Обороны, МПС, МВД).

Руководящими органами ВСМК является межведомственные координационные комиссии (МКК), возглавляемые руководителями здравоохранения различного уровня (федерального, регионального, территориального).

Оперативное, повседневное управление силами и средствами ВСМК осуществляют центры медицины катастроф и штабы МСГО.

ВСМК имеет клиническую и научную базу, больницы и формирования для работы в ЧС.

Основной принцип деятельности ВСМК в ЧС – бригадный метод оказания экстренной медицинской помощи и этапное лечебно-эвакуационное обеспечение при массовых санитарных потерях.

Во всех случаях, до эвакуации пораженных в лечебные учреждения госпитального типа им должны быть выполнены мероприятия по устранению явлений, непосредственно угрожающих жизни.

В последнее время довольно настойчиво высказываются мнения о целесообразности создания на базе МСГО и службы медицины катастроф единой службы, предназначенной для медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени. Обусловливается это тем, что обе эти службы создаются и возглавляются Минздравом России, имеют схожее предназначение и решают во многом одинаковые задачи. В основном аналогичны базы их создания, условия деятельности и применяемые организационные формы медико-санитарного обеспечения. В настоящее время эта проблема изучается, но практического решения еще не нашла.

 

Профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф доктор медицинских наук   С.Н. Русанов
   

1. Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф.

2. Организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф

3. Уровни организации ВСМК

4. Организационная структура службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации

5. Уровни организации службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации

6. Объем медико - санитарного обеспечения в чрезвычайных ситуациях силами и средствами службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации.

7. Организация, принципы и мероприятия по взаимодействию Всероссийской службы медицины катастроф.

 

Темы для рефератов:

1. Краткий очерк истории возникновения медицины катастроф.

2. Роль и значение врача службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях.

3. Роль и значение медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях.