Задачи, организационная структура, режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф
В соответствии с Положение о Всероссийской службе медицины катастроф (далее именуется - Служба),утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года № 195, основными ее задачами являются:
Ø организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Ø оказание экстренной и консультативной медицинской помощи пострадавшим (больным) и осуществление медицинской эвакуации;
Ø обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к реагированию и действиям в чрезвычайных ситуациях;
Ø сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
Ø участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
Ø создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы;
Ø участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
Ø разработка и постоянное совершенствование системы медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
Ø прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
Ø участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях;
Ø методическое руководство системой подготовки и повышения квалификации, а также аттестацией специалистов Службы;
Ø научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;
Ø международное сотрудничество в области медицины катастроф.
Решение задач, стоящих перед службой, может быть обеспечено посредством проведения в здравоохранении ряда научно-практических и организационно-методических мероприятий. К ним прежде всего относятся:
1. Создание, оснащение, подготовка и поддержание в высокой степени готовности сил и средств службы, разработка и внедрение в практику здравоохранения теоретических, методических и организационных основ медицинского обеспечения населения в ЧС.
2. Накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений службы. Подготовка медицинского состава к работе в ЧС и всего населения к оказанию первой помощи и обучение правилам адекватного поведения при различных видах катастроф.
3. Оперативное управление силами службы, маневр ими и взаимодействие с министерствами и ведомствами, принимающими участие в ликвидации последствий катастроф, с целью обеспечения своевременной медико-санитарной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Служба медицины катастроф свою работу строит на основе принятых РСЧС режимов функционирования: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
В целях выполнения поставленных перед службой задач она проводит ряд мероприятий.
В режиме повседневной деятельности:
— планирование мероприятий на чрезвычайные ситуации мирного и военного времени;
— создание, оснащение и обучение (подготовка) формирований службы;
— подготовку медицинских учреждений к работе в ЧС;
— создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества на ЧС мирного и военного времени;
— подготовку загородной зоны к развертыванию лечебных учреждений больничной базы (на военное время).
В режиме повышенной готовности:
— приведение в готовность органов управления, сил и средств;
— усиление медицинского наблюдения и лабораторного контроля за состоянием внешней среды;
— обеспечение населения средствами оказания первой медицинской помощи;
— вывод медицинских формирований и эвакуация в загородную зону медицинских учреждений и развертывание больничной базы (на военное время).
В режиме чрезвычайной ситуации осуществляет:
— медицинскую разведку района катастрофы (очага поражения);
— организацию ввода сил службы в район поражения (очаг поражения);
— организацию работы сил службы по оказанию медицинской помощи пораженным и их эвакуация за пределы очага для последующего лечения;
— проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Служба организована на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и локальном (объектовом) уровнях. На каждом уровне служба имеются органы управления, формирования и учреждения. Руководителем Службы является Министр здравоохранения Российской Федерации.
Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает:
1. Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями.
2. Федеральное медико-биологическое агентство.
3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4. Федеральный центр гигиены и эпидемиологии со специализированными формированиями и учреждениями Роспотребнадзора и Федеральное управление «Медбиоэкстрем».
5. ГВМУ МО РФ и медицинские формирования и учреждения Минобороны России.
6. Силы и средствами формирований и учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
7. Учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, Российской академии медицинских наук, ОАО «РЖД», других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Кроме того, в интересах ВСМК используются нештатные формирования (медицинские подразделения (группы, бригады и др.), формируемые на базе больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, центров гигиены и эпидемиологии, не входящие в штаты центров медицины катастроф и выполняющие задачи в системе ВСМК), клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению.
Межрегиональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:
1. Филиалами ВЦМК «Защита» (МРЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный).
2. Межрегиональными центрами гигиены и эпидемиологии по чрезвычайным ситуациям в Москве и Новосибирске и центрами гигиены и эпидемиологии регионального уровня с входящими в них формированиями.
3. Формированиями на межрегиональном уровне Минобороны, МВД, МЧС России и ОАО» РЖД» России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.
Региональный уровень ВСМК (в масштабе территории субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга) представлен:
1. Территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями.
2. Центрами гигиены и эпидемиологии территориального уровня с входящими в них формированиями.
3. Нештатными формированиями ВСМК.
4. Формированиями Минобороны, МВД и ОАО «РЖД» России, других ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
5. Клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.
Муниципальный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов, муниципальных образований) включает:
1. Центры медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф.
2. Центры гиены и эпидемиологии в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки.
3. Формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, ОАО «РЖД» России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС.
4. Лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС, включая станции (подстанции) скорой медицинской помощи.
Локальный уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает:
1. Должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС.
2. Медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора.
3. Лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
На всех уровнях ВСМК на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы). Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления ВСМК соответствующего уровня.
На всех уровнях через соответствующие органы управления Службы организуется взаимодействие с учреждениями и предприятиями снабжения медицинским имуществом и техникой.