Задачи, организационная структура, режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф

В соответствии с Положение о Всероссийской службе медицины катастроф (далее именуется - Служба),утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года № 195, основными ее задачами являются:

Ø организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Ø оказание экстренной и консультативной медицинской помощи пострадавшим (больным) и осуществление медицинской эвакуации;

Ø обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к реагированию и действиям в чрезвычайных ситуациях;

Ø сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

Ø участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

Ø создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы;

Ø участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

Ø разработка и постоянное совершенствование системы медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

Ø прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

Ø участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях;

Ø методическое руководство системой подготовки и повышения квалификации, а также аттестацией специалистов Службы;

Ø научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;

Ø международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Решение задач, стоящих перед службой, может быть обеспечено по­средством проведения в здравоохранении ряда научно-практических и орга­низационно-методических мероприятий. К ним прежде всего относятся:

1. Создание, оснащение, подготовка и поддержание в высокой степени готовности сил и средств службы, разработка и внедрение в практику здра­воохранения теоретических, методических и организационных основ меди­цинского обеспечения населения в ЧС.

2. Накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений службы. Подготовка медицинского состава к работе в ЧС и всего населения к оказа­нию первой помощи и обучение правилам адекватного поведе­ния при различных видах катастроф.

3. Оперативное управление силами службы, маневр ими и взаимодей­ствие с министерствами и ведомствами, принимающими участие в ликвида­ции последствий катастроф, с целью обеспечения своевременной медико­-санитарной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Служба медицины катастроф свою работу строит на основе принятых РСЧС режимов функционирования: режим повседневной деятельности, режим по­вышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

В целях выполнения поставленных перед службой задач она проводит ряд мероприятий.

В режиме повседневной деятельности:

— планирование мероприятий на чрезвычайные ситуации мирного и воен­ного времени;

— создание, оснащение и обучение (подготовка) формирований службы;

— подготовку медицинских учреждений к работе в ЧС;

— создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специаль­ного имущества на ЧС мирного и военного времени;

— подготовку загородной зоны к развертыванию лечебных учреждений больничной базы (на военное время).

В режиме повышенной готовности:

— приведение в готовность органов управления, сил и средств;

— усиление медицинского наблюдения и лабораторного контроля за со­стоянием внешней среды;

— обеспечение населения средствами оказания первой медицинской по­мощи;

— вывод медицинских формирований и эвакуация в загородную зону ме­дицинских учреждений и развертывание больничной базы (на военное время).

В режиме чрезвычайной ситуации осуществляет:

— медицинскую разведку района катастрофы (очага поражения);

— организацию ввода сил службы в район поражения (очаг поражения);

— организацию работы сил службы по оказанию медицинской помощи пораженным и их эвакуация за пределы очага для последующего лече­ния;

— проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

 

Служба организована на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и локальном (объектовом) уровнях. На каждом уровне служба имеются органы управления, формирования и учреждения. Руководителем Службы является Министр здравоохранения Российской Федерации.

Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает:

1. Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями.

2. Федеральное медико-биологическое агентство.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4. Федеральный центр гигиены и эпидемиологии со специализированными формированиями и учреждениями Роспотребнадзора и Федеральное управление «Медбиоэкстрем».

5. ГВМУ МО РФ и медицинские формирования и учреждения Минобороны России.

6. Силы и средствами формирований и учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

7. Учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, Российской академии медицинских наук, ОАО «РЖД», других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Кроме того, в интересах ВСМК используются нештатные формирования (медицинские подразделения (группы, бригады и др.), формируемые на базе больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, центров гигиены и эпидемиологии, не входящие в штаты центров медицины катастроф и выполняющие задачи в системе ВСМК), клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению.

Межрегиональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:

1. Филиалами ВЦМК «Защита» (МРЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный).

2. Межрегиональными центрами гигиены и эпидемиологии по чрезвычайным ситуациям в Москве и Новосибирске и центрами гигиены и эпидемиологии регионального уровня с входящими в них формированиями.

3. Формированиями на межрегиональном уровне Минобороны, МВД, МЧС России и ОАО» РЖД» России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

Региональный уровень ВСМК (в масштабе территории субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга) представлен:

1. Территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями.

2. Центрами гигиены и эпидемиологии территориального уровня с входящими в них формированиями.

3. Нештатными формированиями ВСМК.

4. Формированиями Минобороны, МВД и ОАО «РЖД» России, других ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

5. Клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Муниципальный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов, муниципальных образований) включает:

1. Центры медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф.

2. Центры гиены и эпидемиологии в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки.

3. Формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, ОАО «РЖД» России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС.

4. Лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС, включая станции (подстанции) скорой медицинской помощи.

Локальный уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает:

1. Должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС.

2. Медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

На всех уровнях ВСМК на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы). Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления ВСМК соответствующего уровня.

На всех уровнях через соответствующие органы управления Службы организуется взаимодействие с учреждениями и предприятиями снабжения медицинским имуществом и техникой.