Категории эстетических отношений

Прекрасное – это категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью.

Первый аспект прекрасного: предметы и явления считаются прекрасными, если они выступают как общечеловеческие ценности и воплощают утверждение личности в мире.

Второй аспект прекрасного: восприятие прекрасного вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувство свободы и т.д.

В различные исторические периоды прекрасное трактовалось по-разному, но первые представления о прекрасном возникли еще в Древней Греции (Гомер (Одиссея – лоски скреплялись гармониями), Гесеод).

Трактат софистов «Диалектика» 5в д.н.э. Глава о прекрасном и безобразном, где дается представление о том, как понимали прекрасное софисты: «Украшаться женщине – прекрасно, мужчине – безобразно» - все относительно! (Болезнь плохо для больного, хорошо для врача). Т.е. прекрасное существует в связи с условиями места, времени и цели.

Гераклид – прекрасность относительна: «и самая красивая обезьяна безобразна. безобразна в сравнении с родом человеческим»

Сократ – прекрасна полезная вещь.

Платон – прекрасна идея. «Красоту может познать только с помощью эроса. Человек восходит от красоты отдельных тел к красоте тела вообще. От физической, телесной красоты он приходит к духовной, идеальной красоте. Далее он поднимается к красоте нравов и законов. Затем человек приходит к красоте чистого знания – к самой идее красоты».

Аристотель – признаки прекрасного: слаженность, соразмерность, определенность, целостность, легко обозримая величина (если предмет слишком большой или маленький, то он будет относится к другой категории, не к категории прекрасного, напр. возвышенное).

Средние века – абсолют красоты, идеал красоты – Бог. Красота – одно из имен Бога. В чувственном мире красота проявляется как единство, пропорциональность, соответствие частей и приятность цвета (Августин).

Возрождение – объективные основы прекрасного усматриваются в созвучии, согласии частей и гармонии. Альберти: «Есть нечто, чем чудесно озаряется ... ». Прекрасное впервые рассматривается, как объективное свойство реального мира в эпоху Возрождения.

Классицизм – прекрасно то, что разумно, ясно и понятно.

Современная эстетика – рассматривает прекрасное как наиболее общую категорию эстетики, в которой с одной стороны фиксируются реальные свойства предметов и явлений действительности, а с другой в этой категории выражается отношение к ним («этот предмет прекрасен» - не просто констатируем, но и выражаем отношение») – в этой категории содержится положительная оценка предметов и явлений, свойств, сторон и процессов реальной, природной и социальной действительности. Также в этой категории воплощаются человеческие мечты о торжестве над хаосом, о победе добра над злом и истины над ложью, о гармонии и совершенстве жизни, стремлении к построению жизни на принципах гуманизма.

Объективной материальной основой прекрасного является соразмерность, пропорциональность, совершенство, упорядоченность, гармоничность явлений действительности, целесообразность – это все объективные свойства природы, но это только сонова красоты, так как могут быть восприняты и оценены только человеком, который сформировался в процессе трудовой деятельности. (Животное воспринимает все утилитарно-целесообразно, как это использовать, человек же получает еще и духовное удовольствие).

В обыденной речи «прекрасное» и «красивое» употребляются как синонимы и в этом нет ошибки. Что касается эстетики, то есть жесткое различие между этими понятиями: «красивое» – это эстетическое понятие, которое определяет красоты внешнего облика предметов и явлений, «прекрасное» - высшая степень красоты, внешняя и внутренняя красота. Человек может быть красив, но не прекрасен, а может быть прекрасен, но не красив.

Эстетическая категория, разновидность прекрасного -«Изящное» - характеризует красоту очертаний предметов, линий, отточенность формы, грациозность движений, утонченность внешнего вида. Также эта категория характеризует своеобразие внешнего вида человека (изящное сложение, изящные руки). В произведениях искусства изящное чаще всего воплощается в рисунках (Надежда Рушева – изящные рисунки), скульптуре и архитектуре малых форм, в небольших стихотворениях, рассказах, пьесах, движениях во время танцев и т.д.

Прекрасное всегда определялось через соотношение с другими категориями ценностей (нравственная ценность – калокогатия Сократа, ценность истины, утилитарная ценность – категория пользы).

 

 

Безобразное – это негативная эстетическая но ценность, обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие в следствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, отражает невозможность или отсутствие совершенства. Безобразность – антитеза положительного идеала, поэтому может быть рассмотрено, как выражение скрытого требования прекрасного.

Еще древние египтяне замечали, что прекрасное и безобразное перетекают друг в друга – в процессе старения все прекрасное становится безобразное.

Аристотель: есть разница между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом – художник может прекрасно изобразить безобразное лицо. Аристотель говорит, что в искусстве на безобразное смотреть интересно. «Даже отвратительное, но изображенное в художественном произведении доставляет удовольствие». Актерская игра отрицательного героя – восхищение игрой актера, безобразный характер персонажа.

Поэтому эстетическое переживание безобразного двойственно – с одной стороны мы наслаждаемся художественным произведением, но с чувством отвращения к самому предмету.

Античность - в античности безобразное чаще всего выступало как простое отрицание прекрасного.

Средневековье – безобразное – сатана, ... .

Возрождение – художники обращаются к сфере безобразного как к сфере контрастного выражения красоты.

Просвещения – предметом искусства должна быть не только идеальная красота, но и все обще интересное (квазимода).

Начиная с 19 века отдельные художники обращаются к безобразному, как к самостоятельной эстетической ценности («Цветы зла» - Шарль Бадрел, Антонин Арто и его театр жестокости, Питер Гринуэй и его некоторые фильмы). Безобразное не частный случай нехватки прекрасного, а, наоборот, производная от прекрасного. Монограмма ученика Гегеля - Карла Розенкранса – «Эстетика безобразного».

Начиная с модернизма активно обращаются к безобразному – центр модернистского и сюрреалистического искусства.

 

 

Возвышенное – категория эстетики, характеризующая эстетические ценности предметов и явлений, которые обладают большой и положительной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи и масштабов не могут быть сразу полностью освоены обществом и личностью и таят в себе огромные потенциальные силы. По отношению к этим непокоренным, грозным и огромным силам человек не свободен (ничего с этим сделать человек не может). Сфера возвышенного – сфера относительной несвободы, так как объект здесь превышает субъект (или субъект предмет? Мозг вскипает).

Возвышенное – что-то исключительное, величественное явление природы, то, что превышает человека по масштабам. Поэтому восприятие возвышенного двойственно – вызывает восторг и страх.

В повседневной жизни источником возвышенного выступает одухотворенная деятельность человека в переломные моменты общественного развития и его личной жизни.

Возвышенное в искусстве отражается в больших, пафосных, монументальных формах особо интенсивными, яркими, приподнятыми средствами художественной выразительности. Примеры: архитектура, скульптура, эпопея, ода, героическая поэма и трагедия, гимн, оратория, во всех монументальных жанрах. (Фигура Давида Микеланджело, 9я симфония Бетховена).

 

 

Низменное – категория эстетики, противоположная возвышенному, характеризует природные и социальные предметы и явления, которые имеют отрицательную общественную значимость и таят в себе угрозу для человека.

Низменное – сфера абсолютной несвободы человека. Эта категория в большей мере, чем другие, носит в себе моральный, этический характер и ассоциируется с силами зла.

Низменное для отдельного человека, народа и человечества в целом: тирания, воины, фашизм, беспринципные и антигуманные поступки и т.д. (Переизбыток биологического, животного начала, подлость, цинизм, в общем дисгармония низменного и духовного).

Низменное в искусстве отображается через создание образа зла (Медуза Горгона, Кощей Бессмертный).

Природные явления воспринимаются как низменные только в тех случаях, когда они ассоциируются с недостойным поведением человека или угрожают его существованию, например: в европейских культурах змея оценивается как существо низменное, так как она пресмыкается, т.е. ползает на брюхе – ассоциация с унижением человека. В Древнем Египте змея была символом мудрости и плодородия и была атрибутом головного убора. Антропоморфизм, переносный смысл низменного в природе. Объективно в природе низменного нет.

Низменное очень связано с комическим – комедия, эпиграмма, помфлет, сатира, шарж и т.д.

 

 

Трагическое – категория эстетики, отражающая поражение или гибель прекрасного в активной борьбе с противостоящей ему силы зла. (Мигель до Науме «О трагическом смысле жизни»)

Трагическое предполагает не пассивное страдание, а активную деятельность, ведет борьбу.

Проявление трагического в жизни многообразно поражение национально-освободительного движения от трагедии 1 человека до целого народа. Борьба человека с природой. У человека есть выбор.

Будучи воплощенным в искусстве трагическое оказывает очищающее воздействие на людей – КАТАРСИС (ввел понятие Аристотель, пытаясь объяснить воздействие искусства вообще).

Просвещение обращалось к трагическому активно.

Лучше всего раскрывается трагедия со злом.

 

 

Ужасное – категория охватывает явление действительности, которой человек свободно не владеет, которые несут гибель, непреодаленное на историческом уровне.

Странные события, гибель прекрасного, уничтожение дорогого не содержит в себе ничего просветляющего, не оставляет никакой надежды на освобождение в будущем.

Нет выхода в соц.бессмертие. Человек – раб обстоятельств.

 

 

Комическое – категория эстетики, которая отражает мир с точки зрения эмоционального и критического отношения к нему.

Эмоциональная реакция на несовершенства мира как правило вызывает смех, но всегда разный по эмоциональной окраске (ирония, сарказм, юмор, гротеск, сатира) – социально окрашенный смех.

Юмор – добродушная насмешка над недостатками или слабостями в целом положительного явления, которому мы симпатизируем.

Сатира – злой, гневный, уничтожающий смех, в котором звучит негодование, беспощадное высмеивание. Может быть современной или злободневной.

Сарказм – злй, язвительный смех опасных явлений, действительная, не прямая форма обличения, а иносказательная, при этом критика обнажает в самом тексте.

 

 

Категории эстетической деятельности: законы красоты,