Эстетические категории

Теория эстетической мысли

Конспект за 4 курс

Эстетика психоанализа

Эстатика прагматизма

Прагма (греч.) – дело, действие.

Э. Кант в «критике чистого разума» вопрос о соотношении знания, мнения и веры. Важна вера в себя.

 

Истоки прагматизма:

1. Чарльз Пирс: разработчик педагогической программы вера - готовность действовать (статья сложного характера, не имела популярности).

2. Джон Дьюи: завершил построение прагматизма (основа современной американской ментальности).

3. Уильем Джеймс: распространил принцип Пирса на классическую формулировку Аристотеля (истина есть соответствие знания действию) – «любая работающая и ведущая к успеху идея является полезной по своим практическим результатам и потому (является) истиной».

 

Прагматисты критиковаи искусство за его оторванность отжизни.

Ч. Пирс – «нужно стереть грань между искусством и реальностью: искусство должно расстроряться в действительности, наблюдать за домохозяйками и рабочими».

Прекрасно то, что вызывает удовольствие в процессе восприятия и приносит непосредственную пользу.

 

 

 

Основатель (кто бы Вы думали?!) - Зигмунд Фрейд.

«Наши желания никуда не уходят, они отправляются в подсознание и проявляются в неврозе, в спонтанных действиях, словах, желаниях».

Фрейд лечил всю Европу, много известных и значительных людей.

В области психики выделяет сознание, предсознание и бессознание (самая древняя часть, содержание приобретается с рождением – инстинкты, 2 основы: Эрос – удовольствия, Танатос (?) – разрушения, агрессии, смерти; основа сознания: императивы (что за слово) должествования и запреты социо-культурного характера.

 

 

 

 

 

 

Категории – (это абстракции) предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные свойства, явления реальной действительности, их закономерные связи и отношения. (Платон, идея вещи – стола, стула – мы их не путаем. От конкретных идей перешли к абстрактным). – самая ранняя абстракция, появившаяся в эстетике.

 

В категориях эстетики отражена история освоения человеком окружающего мира, но по законам красоты.

 

Существует система эстетических категорий (типов):

 

1. Категория «Эстетическое» - основная, базовая, метакатегория (Баумгартен, который ввел слово «эстетика» - «чувственный»).

2. Категории эстетических отношений – это категории противоположностей (базовые классические категории - возвышенное-низменное, комическое-трагическое, прекрасное и безобразное).

3. Категории, анализирующие степень ценности худ. произведения. Такие категории, как: эстетическая ценность, художественность, шедевр.

4. Категории Социологии искусства (народность, национальное, общечеловеческое, публика (публика появилась в конце 19 века – в театр ходит не толпа, и т.д.).

5. Категории структуры искусства (композиция, художественный текст, художественное пространство, цвет и т.д.).

6. Категории, анализирующие характер отражения действительности в искусстве (например, мимесис – бывает разный) – художественный образ (категория появляется к 19 веку), художественная правда, художественный метод (метод реализма, сентиментализма, абстрактный...), художественная концепция.

7. Категории межвидового анализа – категории виды искусства, жанры.

8. Категории, анализирующие творческое возникновение искусства – замысел, набросок, черновик, вариант и т.д.

9. Категории психологии искусства: талант, гений, вдохновение, творческая фантазия и т.д.

10. Категории биографического анализа (тяжелая жизнь художника и влияние ее на его творчество), категории: художник, этапы творчества, творческий путь и т.д.

11. Категории онтологии искусства: художественное произведение, классика (Тарковский: классика это то, что уже бесспорно), массовая и элитарное искусство и т.д.

12. Категории сравнительного анализа: художественный процесс, направление в искусстве, течение в искусстве, художественное взаимодействие и т.д.

13. Категории восприятия искусства и действительности (Кант – художник должен уметь находиться в двух мирах одновременно - реальный и вымышленный): эстетическое восприятие, катарсис, художественное наслаждение.

14. Категории коммуникативного анализа: адресат, адресная, знак, сообщение, интонация и т.д.

15. Категории критического анализа искусства: эстетическая оценка, интерпретация и т.д.

16. Категории эстетического воспитания: эстетическое воспитание, духовное богатство, всестороннее развитие личности.

17. Категории эстетической деятельности: законы красоты, эстетический вкус, художественный вкус (касается только произведений искусства), идеал, мера и т.д.

18. Категории политики и практики руководства художественной культуры: социальный заказ, ангажирование (вносят какие-то предложения), премия, меценатство и т.д.

 

Система эстетических категорий меняется, развивается, дополняется и т.д. – не остается такой же.

 

 

Метакатегория «Эстетическое»

 

Эстетическое – это общее понятие, абстракция, которое охватывает предельно широкий круг явлений, т.к. эстетическими сторонами, свойствами и отношениями обладают совершенно различные процессы и явления.

Эстетический анализ повседневности, реакция на все детали повседневности.

Эстетическое обнаруживает себя по-разному – эстетическое вызывает в нас духовные чувства, которые могут заключать в себе осуждение, восхищение и т.д. Эстетическое может пугать...

Также с помощью категории «эстетическое» характеризуются вкусы, взгляды, переживания людей, которые зависят от таких факторов, как: воспитание, наследственность, сфера деятельности, круг общения.

Эстетика уважает эстетические чувства каждого, но стремится выявить общечеловеческие критерии понимания красоты, совершенства и идеала.

Эстетическое – основополагающая категория эстетики, которая анализирует эмоциональные, прежде всего духовные отношения человека ко всем предметам и явлениям общественной жизни.

Жорж Батай (писал стихи, порнографические романы, философские труды и др - француз). «Слезы Эроса» Говорил, что уже какие-то там древние люди уже отличали простое размножения от эротизма.