Эстетика Древней Греции

Античная эстетика

История Эстетической мысли

Эстетика

Конспект за 3 курс

(неполный, версия 1.0, следите за обновлениями)

 

Эстетика – это наука о совершенном чувственном познании, основанным на симметрии, гармонии и чувстве пропорции (определение Баумгартена).

 

Эстетика – это философская наука, которая изучает два взаимосвязанных круга познания: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру; сферу художественной деятельности людей. (определение, которое спрашивают).

 

Предметы эстетики:

− естественная природа

− преобразованная человеком действительность

− сам человек

− искусство

− эстетические переживания человека

 

 

 

Философия (филео – любовь, софия – мудрость) – любовь к мудрости.

 

Для мировоззрения древних греков характерны:

- космоцентризм (космос – что-то ограиченное в пространстве, имеет центр, симметрию; гармоично устроенный).

- Демократия (Город – полис, свое народное собрание, свои законы)

- Двойственное отношение к искусству: восторгаются произведениями, недолюбливают художника (физический труд удел рабов).

 

Пифогор

Пифогор первым придумал теорию эстетического воспитания – с помощью музыки. (В его Пифогорийской школе). Весь мир – это число. Слушали музыкальные вибрации вселенной. Выщитали музыкальные интервалы.

«Считая, что это попечение о людях проще всего осуществлять через органы чувств, с помощью которых можно созерцать прекрасные формы и виды, слушать прекрасные песни и ритмы, он сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, посредством которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается изначальная гармония душевных сил. Он также придумал средства сдерживать и исцелять болезни души и тела»

 

Гераклид Эфесский

“Вечность – это дитя, играющее в шашки”.

От Гераклида в стетику дошли два тезиса:

1) Вечность – это огонь, вечно разгорающийся и вечно потухающий.

2) Красота – это понятие относительное. (Самая прекрасная обезьяна безобразна в сравнении с родом людей).

 

 

Демокрит

Пытается объяснить происхождение искусства стественными причинами (Нужда и голод были для человека учителями во всем. Никакое искусство не следует производить ни к какому божеству, все искусства порождены потребностями и обстоятельствами). Ремесла – тоже искусства.

Искусство возникло из подражания человека природе (от паука тканию, от ласточек домостроению и т.д. – мимесис (искусство как подражание природе)). (+ музыка не от нужды, а от излишества благ).

“Прекрасна во всем середина. Мне не по душе ни изобилие ни недостаток. Если привысить меру, то и самое приятное станет самым неприятным.”

Сущность прекрасного заключается в симметрии, мере и гармонии частей. Прекрасное в человеке – это гармоническая жизнь, равновесие физических и душевных сил, равновесие и мера во всем. Телестная красота человека есть что-то скотоподобное, если под ней не скрывается ум. Искусству, как и мудрости, нужно учиться, но высокие достижения возможны лишь при наличии таланта, душевного огня и вдохновения.

 

 

Сократ

Мало интересовался устойством мира, больше исследовал человека.

“Познай самого себя”.

“Я знаю, что я ничего не знаю”.

Предпочитал общаться с простыми афинянами. Платон – ученик Сократа. Историк Ксенофон.

- Диалог. - Постоянный самоанализ.

Сократ – примерный человек, сражался, когда призывали. Деньги за обучение не брал. Осужден на смертную казнь.

Эстетика Сократа

Майовтика: вопрос о красоте для скульпторов, о мужестве военному. Они дают конкретные примеры красоты, а скорат правоцирует их на общее определение.

“Прекрасна только та вещь, которая пригодна для чего-либо. И навозная корзина сделана прекрасно, если ее можно использовать, а золотой щит – безобразный”.

Разделяет позицию мимесиса, но подражание – это не простое копирование, так как нелегко встретить человека, у которого одного все было бы безупречно. Идеальных людей нет, художних должен творчески воспроизводить природу, отбирать лучшие признаки и соединять из в идеал.

“Какие люди достойны быть изображенными в искусстве? Достойны изображения те, у кого присутствуют прекрасные, благородные черты характера, высокие нравственные качества” – Сократ объединяет этику и эстетику, добра и кратосы, что называется калокагатия.

Сократ выбвигает человека в качестве главного объекта искусства.

 

 

Аристотель (384-322 г до н.э.)

Ученик Платона, пробыл в академии Платона 20 лет.

Аристотель – вершина античной классики. Не разделяет идеолоч. маски Платона, возвышает бытие (прекрасно само по себе).

Искусство воспроизведение прекрасного бытия характеризуется мерой «порядком» и гармонией. Основными видами прекрасного являются слаженность, соразмерность и определенность.

Самым прекрасным является человек, и, как воплощение прекрасного, человек есть предтеча искусства.

Искусство это мимесис. Сравнивает искусство и науку (искусство выше).

Деление литературы на жанры:

- Эпос (объективный рассказ)

- Лирика (субъективный реакция автора)

- Драма (сочетание того и другого)