Муфты общего назначения. Особенности расчета
Муфты общего назначения:
а) глухие;
б) упругие;
в) компенсирующие.
Глухими называют муфты, образующие жесткое соединение валов (составной вал). К их числу относят втулочные и фланцевые муфты
(см. рис.5.5), которые компенсируют радиальные смещения осей валов до 5мкм для исключения чрезмерных дополнительных сил.
Несущая способность втулочных муфт ограничена обычно прочностью соединений (шпоночных, штифтовых, болтовых).
Для передачи больших вращающих моментов применяют фланцевые муфты, у которых полумуфты снабжены торцовыми зубьями. Такие муфты соединяют с валами с помощью сварки или эвольвентных шлицевых соединений.
Упругие муфты за счет использования своих упругих силовых элементов способны не только компенсировать радиальные и угловые смещения, но и демпфировать колебания, амортизировать толчки и удары.
Упругие втулочно-пальцевые муфты типа МУВП по ГОСТ 21424-75 применяют в приводе от электродвигателя и в других случаях для валов диаметрами 9-160 мм при вращающих моментах 6.3–16000 Н∙м. Стандартом предусмотрены муфты типа I (с цилиндрическим отверстием для валов) и типа II (с коническим отверстием для валов); они могут быть выполнены в двух исполнениях: для длинных и коротких концов валов. Вращающий момент между полумуфтами передается через резиновые гофрированные втулки 1, надетые на пальцы 2. Муфты допускают, в зависимости от типоразмера, радиальное смещение осей валов на 0.2-0.4 мм, продольное смещение валов на 10-15мм и угловое смещение на 1º. Их работоспособность определяется стойкостью втулок. Диапазон рабочих температур– от минус 40 до плюс 50°С.
Для ограничения износа среднее контактное давление пальца на втулку
(25.11)
где Z = 6 – число пальцев; Dm – диаметр окружности расположения осей пальцев; dn – диаметр пальцев; l – длина упругого элемента; [P]– допускаемое давление для резиновых втулок (обычно равно 2 МПа).