Расчет зубьев на прочность при изгибе

Материалы, термообработка для зубчатых колес

Зубчатые колеса изготовляют из сталей, чугуна и неметалли­ческих материалов. Колеса из неметаллических материалов имеют не­большую массу и не коррозируют, а передачи с ними бесшумны в ра­боте. Но невысокая прочность материалов и, как следствие, большие габариты передачи, сравнительно высокая стоимость изготовления колес ограничивают их применение в силовых механизмах.

Чугунные зубчатые колеса дешевле стальных, их применяют в малонагруженных открытых передачах. Они имеют малую склонность к заеданию и хорошо работают при бедной смазке, но не выдерживают ударных нагрузок.

Наибольшее распространение в силовых передачах имеют колеса из сталей Ст5, Ст6, 35, 35Л, 40, 40Л и др., которые подвергают, как правило, термообработке для повышения нагрузочной способнос­ти.

Колеса малонагруженных передач в машинах общего назначения, а также колеса передач, габариты которых не ограничены, подверга­ют объемной закалке с высоким отпуском до твердости 300-350 НВ при диаметре колес до 150 мм. Колеса диаметром свыше 150 мм имеют твердость не менее 200 НВ. Зубья колес, подвергнутых такой обра­ботке, имеют приблизительно одинаковую твердость по всему сечению и могут быть нарезаны после термообработки; благодаря этому отпа­дает необходимость выполнения доводочных операций.

Для предотвращения заедания рабочих поверхностей нижний пре­дел твердости шестерни (меньшего колеса), как показывает практика, должен быть на 30-50 единиц выше верхнего предела твердости коле­са.

Колеса высоконагруженных передач в транспортных машинах и передач ограниченных габаритов должны иметь твердость зубьев более 400 НВ.

 

21.6. Расчеты зубьев на сопротивление усталости
по изгибным и контактным напряжениям

Условие прочностной надежности зуба:

(21.20)

где –максимальное напряжение в опасном сечении зуба; – допускаемое напряжение изгиба для материала зуба.

Для оценки прочностной надежности зубчатой передачи необхо­димо иметь уравнение, связывающее максимальные напряжения в опас­ном сечении с внешней нагрузкой на зуб и размерами опасного сече­ния (параметрами передачи).

а). Прямозубые цилиндрические передачи

Расчет выполняют для наиболее опасного случая – однопарного зацепления, когда вся внешняя нагрузка передается одной парой зубьев.

(21.21)

где Ft – окружная сила; BW –ширина венца колеса; m –модуль зацепления; yFкоэффициент формы зуба; K коэффициент, учитывающий одновременное участие в передаче нагрузки нескольких пар зубьев (K= 1); K –коэффициент концентрации нагрузки; K –коэффициент динамической нагрузки.

б). Косозубые цилиндрические передачи

(21.22)

где – коэффициент, учитывающий наклон зубьев;–коэффициент перекрытия; где – коэффици­ент ширины колеса; для колес низкой твердости (не более 350 НВ) ; (более 350 НВ).

Ширину зубчатых колес принимают в зависимости от диаметра шестерни.

в). Конические передачи

В опасном сечении зуба конического колеса максимальные напря­жения

(21.23)

где – экспериментальный коэффициент, учитывающий пониженную нагрузочную способность конических передач по сравнению с цилинд­рическими передачами из-за конструктивных особенностей; m–мо­дуль в среднем нормальном сечении зуба.

= 0,85 – для конических прямозубых передач;

1-1.2 – для передач с круговыми зубьями.