Расчет зубьев на прочность при изгибе
Материалы, термообработка для зубчатых колес
Зубчатые колеса изготовляют из сталей, чугуна и неметаллических материалов. Колеса из неметаллических материалов имеют небольшую массу и не коррозируют, а передачи с ними бесшумны в работе. Но невысокая прочность материалов и, как следствие, большие габариты передачи, сравнительно высокая стоимость изготовления колес ограничивают их применение в силовых механизмах.
Чугунные зубчатые колеса дешевле стальных, их применяют в малонагруженных открытых передачах. Они имеют малую склонность к заеданию и хорошо работают при бедной смазке, но не выдерживают ударных нагрузок.
Наибольшее распространение в силовых передачах имеют колеса из сталей Ст5, Ст6, 35, 35Л, 40, 40Л и др., которые подвергают, как правило, термообработке для повышения нагрузочной способности.
Колеса малонагруженных передач в машинах общего назначения, а также колеса передач, габариты которых не ограничены, подвергают объемной закалке с высоким отпуском до твердости 300-350 НВ при диаметре колес до 150 мм. Колеса диаметром свыше 150 мм имеют твердость не менее 200 НВ. Зубья колес, подвергнутых такой обработке, имеют приблизительно одинаковую твердость по всему сечению и могут быть нарезаны после термообработки; благодаря этому отпадает необходимость выполнения доводочных операций.
Для предотвращения заедания рабочих поверхностей нижний предел твердости шестерни (меньшего колеса), как показывает практика, должен быть на 30-50 единиц выше верхнего предела твердости колеса.
Колеса высоконагруженных передач в транспортных машинах и передач ограниченных габаритов должны иметь твердость зубьев более 400 НВ.
21.6. Расчеты зубьев на сопротивление усталости
по изгибным и контактным напряжениям
Условие прочностной надежности зуба:
(21.20)
где –максимальное напряжение в опасном сечении зуба; – допускаемое напряжение изгиба для материала зуба.
Для оценки прочностной надежности зубчатой передачи необходимо иметь уравнение, связывающее максимальные напряжения в опасном сечении с внешней нагрузкой на зуб и размерами опасного сечения (параметрами передачи).
а). Прямозубые цилиндрические передачи
Расчет выполняют для наиболее опасного случая – однопарного зацепления, когда вся внешняя нагрузка передается одной парой зубьев.
(21.21)
где Ft – окружная сила; BW –ширина венца колеса; m –модуль зацепления; yF– коэффициент формы зуба; KFα – коэффициент, учитывающий одновременное участие в передаче нагрузки нескольких пар зубьев (KFα= 1); KFβ –коэффициент концентрации нагрузки; KFυ –коэффициент динамической нагрузки.
б). Косозубые цилиндрические передачи
(21.22)
где – коэффициент, учитывающий наклон зубьев;–коэффициент перекрытия; где – коэффициент ширины колеса; для колес низкой твердости (не более 350 НВ) ; (более 350 НВ).
Ширину зубчатых колес принимают в зависимости от диаметра шестерни.
в). Конические передачи
В опасном сечении зуба конического колеса максимальные напряжения
(21.23)
где – экспериментальный коэффициент, учитывающий пониженную нагрузочную способность конических передач по сравнению с цилиндрическими передачами из-за конструктивных особенностей; m–модуль в среднем нормальном сечении зуба.
= 0,85 – для конических прямозубых передач;
1-1.2 – для передач с круговыми зубьями.