Риторики

Речевая деятельность является важной частью общественной практики. Способность к эффективному публичному общению – одно из наиболее социально обусловленных качеств личности, проявляющееся в умении произносить и воспринимать речь, давать оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих. Развить в себе такие способности помогает риторика. С самого начала своего существования риторика обслуживала интересы активной стороны коммуникативного процесса – оратора. Одни науки учили читать и извлекать смысл из текстов, другие – создавать тексты, способные повлиять на взгляды и чувства людей. К первым относятся филология и ее предшественница грамматика, герменевтика и литературоведение, ко вторым – риторика и поэтика.

Риторика и поэтика имеют разные сферы приложения. Предметы этих наук разграничил еще великий Аристотель. Его трактат «Об искусстве поэзии», который позже получил название «Поэтика», посвящен теории литературы и художественного творчества, особенностям поэтического языка и стихосложения. Что касается книги «Риторика», ее Аристотель написал с целью дать представление об общих правилах нехудожественного искусства публичной речи убеждающего характера, показать, чем должен руководствоваться оратор и вообще всякий желающий убедить кого-либо в чем-либо. Основной сферой приложения риторики являлось в то время политическое, судебное и торжественное красноречие.

Современная риторика имеет более широкое назначение по сфере социального применения, адресована и оратору и слушателю, поскольку они имеют общие цели и заинтересованы во взаимопонимании на основе выяснения истины или установления единства мнений о чем-либо.

Некоторые авторы относят риторику к области филологии, что отчасти обедняет ее содержание и представляется не вполне правомерным. Во-первых, филология как наука сложилась гораздо позже риторики, в XVII–XVIII вв., в результате возросшего интереса общества к античной культуре. В то время филология представляла собой целое содружество гуманитарных наук, сгруппированных вокруг изучения духовной культуры через анализ письменных текстов. Но положение изменилось. С ХIX в. филология фактически стала приравниваться к языкознанию. Во-вторых, сама риторика никогда не претендовала и не претендует на теорию словесности в целом. Нельзя в полной мере согласиться с определением риторики, которое дает ей современный лингвистический словарь, описывающий риторику как прикладную лингвистическую науку, изучающую закономерности ведения речи и ставящую перед собой цель научить людей красиво владеть языком. Владение языком – это не цель, а одно из важнейших средств риторики как науки и красноречия как искусства. Содержанием риторики, согласно ее назначению, описанному Аристотелем, по-прежнему является «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» [6, 19]. «Ориентация риторических текстов на целесообразное воздействие на аудиторию делает их особым явлением среди текстов, что проявляется и в содержании (системе аргументации), и в построении (композиции), и в стиле (словесной оболочке), и в соответствующем способе произнесения» [5, 7].

К проблемам убедительного высказывания имеют непосредственное отношение такие науки, как традиционная формальная логика и психология, но содержание риторического воздействия не ограничивается предметами данных наук. Так, логику интересуют взаимосвязь между отдельными результатами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями) и формы движения мысли. Ее не заботят содержание и субъективность мышления и восприятия речи, психология общения, личность оратора и слушателя, другие аспекты общения. Если свести понимание проблемы риторического убеждения исключительно к логическим формам мышления и построения речи, есть опасность уподобиться людям, о которых писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Они упражняются в красноречии, но… почти никогда не заботятся о культуре мышления. Они стараются рассуждать логически, не заботясь о том, чтобы правильно мыслить. Они смешивают эти вещи». Писатель подчеркивает очень важную и справедливую вещь. Часто люди руководствуются в рассуждениях лишь естественной логикой, которую каждый индивид усвоил через овладение языком. Они не всегда заботятся при этом о содержании мыслей и адекватности отражения действительности.

Изучение науки логики помогает должным образом организовать мышление, но логика как наука имеет своим предметом именно естественную логику, которая сложилась исторически в процессе становления человечества и материализовалась в языке. В этом смысле наука о традиционной логике имеет пропедевтический (вводный, предварительный) курс знаний. Логические формы, которыми оперирует эта наука, содержательно оформлены, но имеют характерное для них лишь внутреннее, имманентное содержание. Например, содержание формы «А есть В» можно выразить следующим образом: «всякий предмет А принадлежит к некоторому роду предметов В». За таким мысленным содержанием формы не стоит чувственно воспринимаемая действительность. Логике не важно, что подразумевается под А и В. Она изучает отношения между ними связкой «есть», и именно поэтому об этой науке говорят, что она безразлична к содержанию окружающей человека действительности и всем жизненно важным проблемам.

Универсальные категории тоже называются формами мысли, но они уже являются не формальными структурами, а содержательными – формами универсального знания о мире. Осознание категорий как мысленных форм является предметом диалектической логики, или собственно философии как науки. Как сказал в свое время немецкий философ А. Шопенгауэр, «логика занимается одной только чистою формою предложений, диалектика же – их значением или материей, т. е. содержанием; вот почему рассмотрение формы как общего должно было предшествовать рассмотрению содержания как частного» [37, 414]. Предмет философии, диалектической логики составляют не реальность и не мышление сами по себе, а их единство. Поэтому культура мышления, о необходимости которой писал Антуан де Сент-Экзюпери, должна опираться не только на традиционную, но и на диалектическую логику, философию.

Психология в свою очередь ограничивается главным образом изучением внутренних психических процессов и состояний, их связей с языком и речью, адекватностью восприятия человеком окружающей действительности и своего места в ней.

На основе сопричастности двух наук, психологии и науки о языке, в прошлом веке сложилась новая отрасль знания, имеющая непосредственное отношение к риторике, психолингвистика, предметом которой является изучение закономерностей порождения и восприятия речи. Это новое направление оказало в свою очередь положительное влияние на теорию коммуникации, изучающую протекание общения и виды коммуникации, семиотику (включающую разделы: семантики, занимающейся изучением вопросов, связанных с выяснением смысла и значения языковых выражений, правил обозначения и объяснения знаков, а также изменения значения и смысла слов под воздействием практической деятельности человека; синтактики, изучающей формальную структуру знаков и их сочетаний, а также формулирующей правила образования сложных выражений из элементарных, преобразования одних сложных выражений в другие; прагматики, исследующей отношения между знаковыми системами и их потребителями и рассматривающей вопросы о том, какое влияние на восприятие и истолкование языковых выражений оказывают уровень образованности, эмоциональное состояние, степень осведомленности, общий уровень культуры отправителя и получателя информации). Наконец, психолингвистика способствовала дальнейшему развитию пара- и экстралингвистики, теории информации и некоторых других наук, связанных с теорией речевого воздействия и взаимодействия.

В отличие от перечисленных наук риторика исследует не отдельные грани коммуникативного процесса. Опираясь на научные исследования смежных отраслей знания, она изучает универсальные закономерности и эффективные средства, формы и методы, приемы создания убедительного и содержательного высказывания, т. е. саму «технологию» мыслеречевого воздействия на человека с целью формирования определенного общественного мнения и отношения к окружающей действительности.

Риторическая коммуникация в силу своей прагматичности существенно отличается от художественно-литературного воздействия. «Нельзя сказать, что художественная литература полностью исключает воздействие на читателя. Но эта цель всегда является вторичной, поскольку основная цель художника – создание особого мира, который в литературе воплощается не при помощи красок или звуков, а при помощи слов. А это означает, что риторика и художественная литература используют одни и те же средства, но делают это по-разному, в соответствии с теми законами, которым они подчиняются» [66, 26]. Художественная литература адресуется восприятию человеком мира, созданного воображением писателя, а ораторская речь ставит задачей вызвать определенное отношение и убедить людей в необходимости адекватных практических действий в реальной жизненной ситуации. Для этого оратор оперирует методом диалектического убеждения и психологического внушения, осуществляет, говоря словами Аристотеля, «то из возможного, что мы предпочитаем, …ничего не упускает из всего возможного, …в достаточной мере владеет своим искусством» [7, 351]. В трактате «Риторика» Аристотель, проводя параллель между риторикой и диалектикой, подчеркивает их всеобщий характер, что «из остальных искусств ни одно не занимается выводами из противоположных посылок; только диалектика и риторика делают это, так как обе они в одинаковой степени имеют дело с противоположностями. Эти противоположности по своей природе не одинаковы, но всегда истина и то, что лучше по своей природе, более поддаются умозаключениям и, так сказать, обладают большей силой убедительности» [37, 128–129]. Аристотель определяет теоретическую сущность риторики как науки о «методах для нахождения доказательств», описывает способы «доказывать действительным или кажущимся образом», подчеркивая при этом, что «убедительное должно быть таковым для какого-нибудь известного лица», «внушать доверие» или, по крайней мере, казаться убедительным и внушающим доверие [37, 131–132].

Современная отечественная и многие зарубежные школы риторики интерпретируют ее как теорию речевой коммуникации в целом. Они рассматривают фундаментальные положения и категории риторики в самых различных коммуникативных ситуациях с выходом за филолого-лингвистические границы в область культуры, идеологии, социального управления и самоуправления, морали. «Самое главное, что просматривается трезво и нелицемерно, – пишет В. И. Аннушкин в редакторской статье к книге Ю. В. Рождественского “Принципы современной риторики”, – связь риторики с понятиями культуры и морали… Вне норм морали невозможно построить общественное и личное благополучие, потому что людям недостаточно материальных благ, комфорта, успеха (они лишь необходимая часть культуры и душевного равновесия), общество хочет видеть, справедлива ли новая жизнь, удовлетворительна ли она характером своего труда, есть ли в ней отношения товарищества и солидарности, духовное единство во взглядах и т. д.» [58, 8].

Ю. В. Рождественский рассматривает риторику как «инструмент развития стиля жизни», «искусство управления общественными процессами». «Современная риторика, – отмечает он, – рассматривает отношения людей через речь» [58, 98–99].

Предмет риторики составляют не столько нормативность, грамматическая правильность и красота публичной речи, сколько «технология» воздействия на сознание без видимого навязывания определенных идей и установок.

За риторическими рекомендациями и правилами стоит обогащенное современным знанием эмпирическое исследование многовековой практики публичной речи. Поэтому отдельным разделом предмета риторики является ее история. Давая рекомендации, теоретики риторики опираются на анализ лучших образцов ораторского искусства, обогащая науку эффективными приобретениями речевой практики. Особую теоретическую и практическую ценность имеет классическая античная риторика. Она воспринята всеми последующими историческими эпохами. Ее изучают не из праздного интереса к античной культуре, а чтобы глубже понять инструментарий и нравственные основы убеждающей речи. Источником знаний являются два вида риторических памятников: текстовые (речи ораторов) и метатекстовые (риторические трактаты и учебники). Несмотря на огромные отличия современной и античной культуры, в риторике существуют универсальные, непреходящие научные ценности, к истокам которых нужно обращаться вновь и вновь.

К теоретическим истокам риторики обращались исследователи всех последующих эпох: П. Абеляр, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Паскаль, Г. В. Лейбниц, А. Арно и Н. Пьер, И. Кант, А. Шопенгауэр, П. С. Пороховщиков и А. Ф. Кони, С. И. Поварнин, Х. Перельман, Л. Олбрехт-Тытека и многие другие. Они значительно обогатили науку об убеждающей речи. В этой связи современному молодому читателю полезно изучать не только труды античных мыслителей, но и этих авторов. Большую помощь здесь может оказать изданное недавно учебное пособие «Логика и риторика: хрестоматия» [37]. Эта книга носит характер антологии. В нее вошли извлечения из произведений как античных, так и авторов последующих эпох, а некоторые труды публикуются полностью. Часть из них – библиографическая редкость.

Изучение истории риторики важно для того, чтобы извлечь из нее необходимые уроки. Она поможет понять также и причины, приведшие к кризису риторики периода Нового и Новейшего времени, учесть их на будущее.

Предмет риторики включает исследование всего процесса работы над будущей речью: от момента ее замысла до создания текста и произнесения перед публикой. Риторика изучает весь ряд культурно-речевых феноменов, участвующих в целенаправленном формировании убеждений и мнений. Она рассматривает личностные, логические, психологические, педагогические, нравственные, экспрессивные стороны создания убедительных высказываний, проблемы языковой выразительности и культуры речи оратора.

Риторика обращена к неограниченным возможностям языка, но особое внимание направлено на культуру его воплощения, технологию речи как средства влияния на слушателя. Среди важнейших элементов культуры речи риторика наряду с языковым компонентом изучает проблемы логической композиции текста, риторической аргументации, использования арсенала всевозможных средств убеждения и внушения, диалектики содержания и формы речи, сотворчества оратора и слушателей и другие проблемы.

Общение – двусторонний процесс. Создатель речи и ее получатель имеют сложную и требующую внимательного изучения знаковую систему взаимодействия. В тоне голоса, в глазах, в выражении лица говорящего и слушающего имеется не меньше красноречия, чем в словах. Поэтому риторика исследует такой аспект общения, как применение адекватного содержанию речи и уместного в конкретной обстановке внеречевого, иррационального алгоритма: нужной интонации и темпа речи, расстановки пауз, установления акцентов, мимико-жестикуля-ционных и иных ситуационных особенностей, помогающих оратору и аудитории безошибочно понимать друг друга.

Круг проблем, которыми занимается риторика, характеризует ее как самостоятельную отрасль гуманитарного знания, имеющую широкое социально-прикладное значение. По содержанию это наука синтетическая, междисциплинарная, синтезирующая передовые достижения смежных отраслей знания и ставящая их на службу интересам создания убедительного высказывания, способного воздействовать на мироощущение, мировосприятие, миропонимание и поведение участников процесса общения.

Риторика учит не только создавать убедительные высказывания, но и анализировать их. Нередко в текстах, предназначенных оказать на слушателей определенное воздействие, наряду с добротным убеждением и внушением приходится сталкиваться с приемами манипулирования сознанием, популизмом, скрытым подталкиванием к неадекватным умозаключениям и действиям. Распознать такие приемы не всегда просто. Знание риторики помогает выявлять демагогические приемы, обнаруживать различные логические, психологические и иные уловки, отделять конкретику от общих фраз и субъективизма, делать обоснованные выводы об истинных целях того или иного выступления, искренности или неискренности намерений автора речи.

По характеру и объему изучаемых проблем риторика подразделяется на общую и частную. К общей риторике относятся правила построения и произнесения речи вне зависимости от того, в какой сфере оратор выступает с речью. Частные виды риторики касаются употребления общих правил и принципов в определенной сфере общения. «Действительно, несмотря на то что в целом система работы над судебной речью совпадает с системой работы над политической, обвинительная речь прокурора не похожа на митинговую, а проповедь создается не так, как академическая лекция. Известный русский теоретик риторики профессор Н. Ф. Кошанский писал: «Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. Частная риторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки, цель» [5, 6].

Для классификации риторических знаний наука выделяет в ораторском искусстве различные роды, жанры и виды красноречия, что позволяет полнее описать специфику каждого из них. Так, в современной литературе обычно выделяется шесть основных родов красноречия, соответствующих определенным направлениям общественной деятельности. К ним относятся: общественно-политическое, педагогическое (академическое), судебное (юридическое), административное (деловое), церковно-богословское (гомилетика) и социально-бытовое.

В пределах каждого рода дифференцируются жанры ораторского искусства, которые определяются характером речевой ситуации и задачами, стоящими перед оратором. Жанр – это особый вид формы речи, предопределяющий содержание. В обобщенном виде деление красноречия на роды и жанры отражает следующая таблица.

 

Род красноречия Основные жанры
  Общественно-политическое Программная речь, агитационная, ми-тинговая, совещательная, торжествен-ная, дипломатическая, интервью, пресс-конференция, обозрение и др.
Педагогическое (академическое) Научный доклад, обзор, сообщение, обозрение, научная лекция, семинар, дискуссия, урок и др.
  Судебное (юридическое) Переговоры и юридические диалоги, речи прокурора и адвоката в суде, лекции по правовой тематике в массовой аудитории, деловые речи при составлении договоров и др.
  Административное (деловое) Речь – инструктаж, рекламная речь, постановка задач, доклад по итогам производственной деятельности, речь –критика, совещательная речь и др.
  Церковно-богословское (гомилетика) Проповедь, толкование Священного Писания (экзегетика), речи при отправлении религиозных культов и ритуалов и др.
Социально-бытовое Беседа, обсуждение, траурная речь, развлекательная речь, рассказ и др.

Существует также целевая классификация речей. По этому признаку речи подразделяются на виды: убеждающие, информационные, воодушевляющие, призывающие к действию, сокровенные, эпидейктические (хвалебные или порицающие кого-либо, что-либо), развлекательные.

Роды, жанры и виды красноречия – это не просто формы речи «на случай», а такие, без знания особенностей которых не может обойтись ни один выступающий. Каждая речь, даже очень маленькая, облекается в форму, подобающую той или иной речевой ситуации.

Как наука и учебная дисциплина риторика располагает собственным научным аппаратом. Центральными категориями риторики являются инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио. Посредством данных понятий описывается содержание всего процесса работы над речью: от замысла ее до непосредственного предъявления аудитории. В совокупности эти понятия представляют собой классический риторический канон, своего рода схему последовательности действий будущего оратора.

Инвенция (изобретение) – это этап работы над замыслом речи, отбором содержания будущего выступления. Оратор на данном этапе решает проблему: «что сказать?»

Диспозиция (расположение, композиция) – представляет собой этап работы над рациональным размещением собранного материала в тексте речи. Оратор решает вопрос: «В какой последовательности целесообразно высказать ту или иную мысль, выдвинуть нужный аргумент?»

Элокуция (выражение) – этап работы над текстом, словесным оформлением мысли и поиском языковых средств убедительности и выразительности речи. Оратор отвечает себе на вопрос: «как сказать?»

Меморио (запоминание) – представляет собой в современном понимании этап доработки и «шлифовки» текста, подготовки к произнесению речи. В античной риторике, когда ораторы не пользовались предварительно составленными письменными текстами, данный этап трактовался как заучивание речи наизусть.

Акцио (произнесение) – этап непосредственного общения оратора с аудиторией, кульминация всей деятельности.

Современная риторика дополняет классический канон шестым этапом, который получил название рефлексия. Это понятие характеризует этап посткоммуникативного анализа выступления и извлечения уроков на будущее.

Сохраняя название основных этапов работы над речью, риторика постоянно обогащает их содержание с учетом развития науки и культуры.

К числу фундаментальных понятий риторики относятся также категории этос, логос и пафос речи. Аристотель описывает их в «Риторике» как важнейшие элементы речи, определяющие способы убеждения: «одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие – от того или другого настроения слушателя, третьи – от самой речи» [37, 130]. Если риторический канон описывает содержание этапов и последовательность работы над речью, то последние три понятия – этос, логос и пафос – характеризуют коммуникативные качества речи.

Этос речи(в пер. с греч. – «нравы») – это «условия, предлагаемые получателем речи ее создателю. Эти условия могут касаться, например, темы речи, которую получатель может отклонить в силу ее неуместности» [37, 721].Говоря об этосе речи, Аристотель, Цицерон и Квинтилиан всегда подчеркивали значение морального облика и авторитета оратора. Этос требует от создателя речи учитывать нравственные ориентиры и ожидания аудитории, а также лично руководствоваться нравственными нормами и принципами, быть честным, доброжелательным, объективным, скромным, корректным.

Логос речи (в пер. в греч.– «учение, сущность») – интеллектуальная техника построения и произнесения убедительного высказывания, содержательная сторона речи.

Пафос речи (в пер. с греч. – «страсти») – это «намерение, замысел создателя речи, имеющей целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему, произведя при этом определенный эффект. Особенности применения языка и стиля в конкретной речи – важнейшие аспекты пафоса речи» [37, 709].Пафос во многомхарактеризует эмоциональную технологию высказывания, патетический компонент речи, направленный на то, чтобы вызвать уместные случаю душевные переживания слушателей.

К числу фундаментальных понятий риторики относятся также: оратор (аргументатор), аудитория, речь, текст. В риторике трактовка этих понятий существенно отличается от обычного содержания, описанного в словарях русского языка. Например, в словаре термин «оратор» – это «тот, кто произносит речь», а «ораторство» – это «произнесение публичных речей». Риторика такие определения рассматривает как неполные. Оратор – не просто человек, произносящий публичную речь или создающий текст какого-либо высказывания, а такой, который имеет своей целью убедить кого-либо в чем-либо, склонить других людей к принятию его точки зрения. Поэтому в риторике оратор – прежде всего, умелый аргументатор.

Наиболее удачным современным определением понятия «аргументатор» («оратор») можно считать следующее: «Аргументатором называется субъект мыслеречевого действия, который компетентно, серьезно, ответственно относится к защищаемой (опровергаемой) точке зрения и является честным и открытым для диалога с другими людьми» [14, 241].

Убеждение как социальная деятельность представляет собой многосторонний процесс, в котором наряду с аргументатором (субъектом убеждения) участником является также объект (адресат) убеждения. В научной литературе используются различные термины для обозначения объекта убеждения: аудитория (под этим термином в риторике подразумевают людей, воспринимающих убеждающую речь и участвующих в процессе речевого общения), реципиент (от лат. recipiens – принимающий) – подразумевается получатель убеждающей речи, оппонент (от лат. opponens – возражающий), слушатель, читатель и др. Данные понятия не в полной мере отражают характер объекта убеждения как активной стороны коммуникативного процесса. Наиболее удачным, очевидно, можно считать определение объекта, как «аудитории аргументации» (В. И. Чуешов). Такое понимание дает возможность выделить в структуре аудитории три относительно самостоятельных элемента – самого аргументатора, конкретную аудиторию (совокупность каких-то определенных индивидов) и универсальную аудиторию.

«Аудиторией аргументации называется такое лицо или группа лиц, которые в состоянии воспринять, оценить и взвесить предлагаемое им убеждение» [14, 244]. Данное определение не исключает возможность применения и традиционных понятий, однако условимся, что в дальнейшем при употреблении традиционных терминов будем понимать под объектом убеждения лицо (лиц), которое в состоянии воспринять, оценить и взвесить предлагаемое ему (им) убеждение.

Аргументатор всегда должен знать и учитывать особенности аудитории аргументации, к которой он обращается устно или письменно, ибо, как говорил Б. Паскаль, «мужчина имеет совсем другие удовольствия, нежели женщина; богатый и бедный наслаждаются по-разному; государь, воин, купец, мещанин, крестьянин, старые люди и молодые, здоровые и больные – все отличаются по роду удовольствий: незначительные обстоятельства изменяют их» [37, 228].

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. В риторике она рассматривается прежде всего как акт общения оратора и аудитории, включающий связанные между собой процессы произнесения, восприятия и понимания. Риторика изучает не все речи, а только речи, соответствующие содержанию ее предмета – убеждению.

Текст(лат. textum – ткань, связь) в риторике – это не только авторское сочинение или высказывание, официальный документ, акт, воспроизведенный на письме или в печати, как это толкуется словарем русского языка. Текст – это созданная с определенной целью убеждающего воздействия последовательность предложений, которая построена по правилам используемого языка и в которой связность обеспечивается грамматическими средствами и соответствующими цели речи смысловыми соотношениями.

Как синтетическая наука, риторика широко использует также научный аппарат смежных отраслей знания.

Риторику интересует не только ораторская речь (публичный монолог), но и другие виды как устной, так и письменной коммуникации убеждающего характера. Особое внимание она уделяет диалогу и его разновидностям – дискуссии, полемике, дебатам, переговорам и др., если они соответствуют установке риторического воздействия на аудиторию.

Таким образом, в современном понимании риторика – это наука об ораторском искусстве, о способах убеждения и внушения, разнообразных средствах мыслеречевого воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и с целью получения желаемого эффекта.

Кто овладевает риторическими знаниями и умениями, чувствует себя уверенно в процессе социального, делового и профессионального общения, тому намного легче установить контакт и найти взаимопонимание со знакомыми и незнакомыми людьми, успешно руководить большими и малыми коллективами.

Цель риторики как учебной дисциплины состоит в обучении рациональному речевому поведению в различных ситуациях общения, возникающих в профессиональной и общественной деятельности. Современный специалист высшей квалификации должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков в области мыслеречевой коммуникации, среди которых важнейшими являются:

- знание основных социальных и психолого-педагогических особенностей публичной речи, овладение технологией речевого убеждения и внушения;

- умение подобрать материал для речи или дискуссии и оформить его в соответствии с целью выступления, законами композиции, логики и психологии, а также особенностями речи и специфики аудитории;

- умение вступить в контакт с людьми, произнести речь, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;

- безупречное владение речью: языком, голосом, интонацией, мимикой, жестом; соблюдение всех требований культуры речи;

- умение вести спор, полемику и другие виды диалога и полилога, доказывать и опровергать, рассуждать, внушать, убеждать и разубеждать.

Предмет риторики как науки и учебной дисциплины в различные периоды европейской истории претерпевал существенные изменения и понимался по-разному. Риторика знала времена высочайшего расцвета, но и времена порицания. Пожалуй, история ни одной другой науки не складывалась столь драматично, как судьба риторики.