Тема 2. Базисные категории маркетинга

Межведомственный совет по рекламе

Основные задачи:

· Предупреждение и содействие конфликтов в рекламной деятельности по вопросам о соблюдении законодательства о рекламе

· Содействие становлению и развитию рынка рекламных услуг, рекламной деятельности отечественных товаропроизводителей

· Анализ зарубежного опыта государственного регулирования и механизмов саморегулирования рекламной деятельности

· Организация изучения общественного мнения по вопросам эффективности контроля за осуществлением рекламной деятельности

· Инициирование производства, размещения и распространения социальной рекламы

Межведомственная комиссия по страновому маркетингу (2008, существует номинально)

Основные задачи:

· Анализ зарубежного опыта гос.регулирования рекламной деятельности

· Создание имиджа страны

6.Эволюция взглядов на роль маркетинга в компании:

a) Маркетинг как одна из деятельностей фирмы (25% деятельности)

b) Маркетинг как одна из наиболее важных функций (ок. 40% )

c) Маркетинг как функция (ядро) производства

d) Потребитель выполняет функцию контроля

e) Потребитель выполняет функцию контроля через интегрирующую функцию маркетинга

 


7.Перспективы развития маркетинга:

1960-е – Эра долгосрочного планирования:

· Маркетинговый план определяет выбор продукта и рынка

1970-е – Стратегическое планирование (самоуправление, производительность, качество, инновации):

· Акцент на СБЕ (стратегические бизнес-единицы)

· Портфельный анализ в размещении ограниченных ресурсов

1980-е – Стратегическое управление:

· Акцент на устойчивое конкурентное преимущество

1990-2000-е – Феномен «новой экономики»: активный поиск новых форм организации бизнеса, отвечающих требованиям повышения гибкости и адаптивности («клеточные» фирмы, индивидуализированные корпорации, сетевые организации):

· Ориентация на индивидуализированные потребности

· Повышение роли инновационной компоненты

· Ориентация на ключевые компетенции (специализация и интеграция)

· Развитие коллективного конкурентного преимущества (через кооперацию)

· Накопление и распространение знаний, навыков, квалификаций

 

1.Нужда и потребность

2.Потребительский спрос

3.Товар, как средство удовлетворения потребностей

4.Обмен и сделка

5.Маркетинговое понимание рынка

 

1.Основные категории маркетинга (по Котлеру):

Нужда→Потребность→Запрос→Товар→Обмен→Сделка→Рынок→Маркетинг→Потребитель

Желание – чувство субъективное и может исчезнуть само по себе.

Нужда – чувство объективное и всегда побуждает человека к активному действию.

Желание – субъективное переживание, обусловленное влечением, тяготением человека к чему-либо, к достижению какой-либо цели.

Нужда – чувство, ощущение дискомфорта, которое побуждают человека к действию.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в зависимости от уровня развития общества и личностных особенностей человека.

Уровни потребностей:

· Первичные потребности или врожденные (физиологические, сексуальные, безопасность)

· Вторичные потребности или приобретенные (социальные, престижные, духовные)

2. Запрос – потребность, подкрепленная покупательной способностью

Спрос – совокупность запросов

Факторы, формирующие спрос:

· Общеэкономические:

o Бюджет потребителя

o Экономические условия

· Ценовые:

o Цена товара

o Цена потребления

o Цены на товары-заменители

· Личностные:

o Возраст, семейное положение

o Работа и образ жизни

o Место жительства, бытовые условия жизни

o Степень обеспеченности

o Вкусы и привязанности потребителя

o Потребительские предпочтения

· Психологические

o Восприятие

o Мнение, взгляды

o Мотивы

· Национально-культурные:

o Национальные и местные обычаи

o Мода

o Развитие туризма и отдыха

Виды спроса:

o Макроспрос

o Микроспрос

o Отрицательный (негативный)

o Нерациональный

o Скрытый

o Чрезмерный

o Полноценный

o Эластичный

o Неэластичный

3. Товар – продукция в виде физических объектов, услуги или идеи, предложенная рынку для продажи или обмен

Основные составляющие товара:

· Набор физических и потребительских свойств товара

· Сопутствующие товары

· Торговая марка

· Упаковка

· Сопутствующие услуги

· Гарантии

Функции товара:

· Утилитарная (способность удовлетворять потребность)

· Психологическая (удовлетворение эмоциональных притязаний)

· Экономическая (способность принести экономическую выгоду потребителю)

Все функции товара характеризуют его полезность.

Полезность характеризует субъективное отношение человека к вещи

Задача маркетолога – выявить как можно больше скрытых полезных свойств своего товара и подчеркнуть их, предлагая товар покупателю.

Дополнительные виды полезности товара:

· Полезность времени

· Полезность формы

· Полезность места

4. Обмен – способ получения желаемого объекта через предложение чего-либо взамен.

Условия осуществления обмена:

· Присутствие двух заинтересованных сторон

· Каждая сторона может предложить что-либо ценное с точки зрения другой стороны

· Каждая сторона считает, что уместно или желательно иметь дело с другой стороной

Предложение – стремление, желание производителя (продавца) предложить к продаже свои товары.

Величина предложения характеризует количество товаров и услуг, которое производитель желает, может, способен продать по данной цене в определенный период времени.

Сделка – обмен, состоявшийся в результате предварительного согласования условий.

Условия для совершения сделки:

1. Наличие минимум двух равнозначных по ценности объектов

2. Согласованные условия сделки (количество, цена, способ доставки, место и время доставки)

Полезная сделка – сделка, в которой выигрывают обе стороны.

Стороны сделки:

· Продавцы

· Покупатели

· Посредники

Местом совершения сделки является рынок.

5.Рынок можно рассматривать как место (магазин), пространство (Интернет) или метарынок.

Метарынок – группа взаимодополняющих продуктов и услуг, тесно связанных между собой в сознании потребителя, но производимых и распределяемых предприятиями из различных отраслей (автомобильный: производители, поставщики, дилеры, банки, страховые компании и т.д.)

Рынок – совокупность реальных или потенциальных покупателей, объединенных либо географическим положением, либо потребностями, породившими соответствующий спрос.

Классификация видов рынка:

· по географическому положению субъектов сделки:

o мировой

o межрегиональный

o региональный

o местный

· по потребности, породившей спрос на товар:

o рынок товаров производственного назначения

o рынок товаров народного потребления

o посреднический рынок

o рынок государственных учреждений

· по потребности, породившей спрос на товар

· по виду продаваемого товара

· по соотношению спроса и предложения на рынке:

o рынок продавца

o рынок покупателя

· по уровню конкуренции:

o свободный

o закрытый

· по качественной структуре:

o совершенный

o несовершенный

o потенциальный

· с точки зрения решения маркетинговых задач:

o освоенный (основной или дополнительный)

o целевой

o бесперспективный (бесплодный)

Характеристики рынка:

· товарная структура рынка

· конъюнктура рынка

· перспективность рынка

· конкурентное состояние рынка

· емкость рынка

Емкость рынка – количество товара, которое может быть реализовано на рынке за определенный период времени

Соотношение объемов понятий: Рыночный потенциал > емкость рынка > рыночная позиция фирмы.

Рыночный потенциал – максимальное значение, до которого может увеличиться емкость рынка, при условии оказания на него стимулирующего воздействия.