Примеры
• «Вы когда-нибудь слышали о законах риторики?»
Неправильно: «Да!»
Возможная реплика противника: «Что-то не заметно».
Правильно: «Да [Тоuch], и если бы вы проанализировали мои выступления, это стало бы вам понятно [Тит], так как я, например, последовательно применяю все десять главных правил риторики, целенаправленно добиваясь результатов». [Та1К]
• «Почему у продукта сложилась такая скверная репутация?»
Неправильно: «Скверная репутация? С чего вы это взяли?» (Противник отвечает залпом из всех бортовых орудий.)
Правильно: «Вы ошибаетесь в своей оценке ГТоuch], в действительности нас очень высоко ценят и общественность, и клиенты [Тurn]. Так, в нынешнем году мы получили премию за лучшее качество». [Та1к]
Вот несколько советов по профессиональному обращению с вопросами в критических для оратора
ситуациях. Они основаны на законах риторики и «правиле трех Т» — в данном случае рассматриваются приемы Touch и Turn.
Советы
· Приписывайте критическим замечаниям и
полемическим высказываниям теоретичес
кий характер.
Пример: «Это чисто теоретическое возражение, из практики мне, наоборот, известно, что...»
· Переадресовывайте выпады куда-нибудь
за пределы круга участников обсужде
ния.
Пример: «Это обоснованное возражение, и оно заставляет задуматься — однако мы здесь ни при чем. Давайте поставим данный вопрос перед клиентами или перед правлением...»
· Интерпретируйте вопросы и критические
реплики по-своему.