Примеры

• «Вы когда-нибудь слышали о законах рито­рики?»

Неправильно: «Да!»

Возможная реплика противника: «Что-то не заметно».

Правильно: «Да [Тоuch], и если бы вы про­анализировали мои выступления, это стало бы вам понятно [Тит], так как я, например, последовательно применяю все десять главных правил риторики, целенаправлен­но добиваясь результатов». [Та1К]

• «Почему у продукта сложилась такая сквер­ная репутация?»

Неправильно: «Скверная репутация? С чего вы это взяли?» (Противник отвечает залпом из всех бор­товых орудий.)

Правильно: «Вы ошибаетесь в своей оценке ГТоuch], в действительности нас очень высоко ценят и общественность, и клиенты [Тurn]. Так, в нынешнем году мы получили премию за лучшее каче­ство». [Та1к]

Вот несколько советов по профессиональному обращению с вопросами в критических для оратора

ситуациях. Они основаны на законах риторики и «правиле трех Т» — в данном случае рассматрива­ются приемы Touch и Turn.

 

Советы

· Приписывайте критическим замечаниям и
полемическим высказываниям теоретичес­
кий характер.

Пример: «Это чисто теоретическое возра­жение, из практики мне, наоборот, извест­но, что...»

· Переадресовывайте выпады куда-нибудь
за пределы круга участников обсужде­
ния.

Пример: «Это обоснованное возражение, и оно заставляет задуматься — однако мы здесь ни при чем. Давайте поставим дан­ный вопрос перед клиентами или перед правлением...»

· Интерпретируйте вопросы и критические
реплики по-своему.