Лекція 25

08.11.12

Статья.

Название от лат. Отдельные публикации газетного номера — статья. Жанр предназначенный для анализа актуальных общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Аналитическое обсуждение предмета должно быть интересно читателю. Жанр этот можно увидеть в противоречиях.

- Общеисследовательская статья — широкие, общезначимые вопросы (политика, экономика, глобализация).

Практико-аналитическая статья — практические проблемы, различные сферы деятельности и действительности человека. Выявить причины ситуации; определить тенденции их развития; посмотреть возможные пути преодоления.

Полемическая статья — если в обществе заведомо нет единого мнения, когда есть разные точки зрения. Используют споры, обосновывается своя позиция, опровержение позиции оппонента. Борьба противоречий. Автор придерживается только своей точки зрения.

 

Рецензия.

Оценка, отзыв, просмотр чего-либо. Жанр, основа которого составляет отзыв, но отзыв этот критический. Нельзя путать с рецензией анонс, рекламные тексты обзоры иногда состоят из череды рецензий. Рецензия — искусство второго отражения. Если нет возможности напрямую написать о реальной жизни — можно найти это в литературе. Это к вопросу о политике.

Отношение рецензента к исследоваемому произведению. Сугубо субъективный жанр. Своей оценкой ищет для произведения место, какие-либо аналогии, сравнение с предыдущими работами автора. Классические примеры — Писарев, Белинский. Важен сам предмет рецензии. Журналист выбирая тему этим уже определяет 50 процентов успеха.

Сли о тебе написали, значит чем-то ты все-таки задел. Рецензия должна преследовать практическую цель: что заслуживает внимания, а что нет. Должна быть простой по содержанию и форме, понятной читателю. Для начала нужно попытаться понять замысел автора произведения. Не должно быть заведомого отношения. Серьзеные произведения оценивать непросто — мало места. Сложность двойной задачи — должно быть интересно и человеку, который уже ознакомился с произведением, и тому, кто еще не в курсе. Должно быть чувство меры, чувство такта. Чуть-чуть коснуться содержания. Не нужно разбирать все, можно взять только одну сторону произведения. Можно выделить то, что показалось наиболее интересным. Не стоит поддаваться первому впечатлению, поскольку оно как правило общее. Нужно подумать и понять, какие моменты будут интересны читателю. Не ужно давать запоздалые подсказки автору. Должна соответствовать стилистика произведения и самой рецензии.

 

Очерк.

Один из самых сложных жанров. Оперативный художественно-публицистический жанр. Точно отражает факты, явления, изображает типичных представителей определенных социальных групп общества. Экономическое, философское исследование. Три начала: социологическое, публицистическое и образное.

Социологическое — направленность на исследование проблем личности и общества, публицистич — опора на факты, открытость авторской позиции, напрямую высказываются оценки, мнения; художеств. - образная реальность.

Типы очерка:

по признаку отсутвие или наличие худож вымысла

документальный или беллитритический.

По способу исследования действительности — путевой очерк (знакомство с экзотикой); портретный очерк; очерк нравов (исследования моральных установок, нравственной атмосферы).

По социально-тематическому признаку — деревенский очерк, производственный, военный — все что связано со специализацией.

Жанр — человековедение. Поиск героя нашего времени.

Зарисовка не претендует на всеобъемлющий рассказ — мысли автора, набросок. Бывают портретные наброски — хорошо делать по какому-то мегаполису.

Эссе — поток сознания.

Сатирические жанры — критика реальной действительности с целью ее улучшения, усовершенствования. Достоверность описания, адресность, конкретность фактов.

Фельетон — синтез 3-х начал, с франц. переводится как листок. Главная его задача — осмеять. Важно точно схватить сущность явления.

Памфлет — произведение обличительного характера. Персонифицированная критика.

 

 

Заголовок — языковая структура, предворяющая тексти имеющая определенную самостоятельность

– графически-выделительная ф-ция

– номинативная ф-ция (должен отвечать содержанию текста)

– коммуникативная (привлечь внимание читателей)

заголовочный комплекс

1. рубрика — указывает раздел, тематику или жанр)

2. шапка — несколько материалов объединяют одним заголовком, общая шапка

3. подзаголовок — конкретизация заголовка, раскрывает суть

4. лид - 1-ый абзац, который содержит какой-то опорный факт

5. кикер-подзаголовок — подводит к заголовку

важно оформление заголовкам

перефразирование. Нужно точно осознавать шлейф, первоисточник, крылатые слова, афоризмы, цитаты.

В деловой прессе преобладают ф-ции раскрытия смысла в заголовке

самые креативные были у «Комс правды»

желтая пресса чаще всего использует ф-цию привлечения внимания

 

типы заголовков

1. простой (1 предл)

2. усложненный (несколько предл, вопрос-ответ)

3. комплексные

4. замена слова или даже 1-ой буквы

английские заголовки часто состоят из одних сущ-ных

полно- и узкоинформативные заголовки

однонаправленные (согласуются только с одним смыслом текста)

тематизирующие

аналитические (оценка всему тексту)

игровые (перефразировка, игра слов)

 

грамматические построения

заголовки-резюме

в интервью — цитаты из разговора

«в Крыму уже сажают»

«наше дело в плавках»

«1-ый самолет с яйцами»

 

квазицитация — переделывание какой-то известной цитаты

ставить в конце знак «?»

 

4 типа отношений между заголовком и текстом

1. репрезентативные

2. рекламные

3. диалогичесике (вопрос-ответ)

4. включительные (+ подзаголовок, разные шрифты)

рубрики бывают постоянными и временными

– монопольные

– общие

 

Профессиональные качества журналиста

Морат в газете «Друг народа» в эпоху Отечественной войны поставил эпиграф «посвятим жизнь истине»

Сейчас статус журналиста слабее, ниже, чем был ранее.

Важно самосознание работника, понимание профессии. К журналисту во многом предъявляются морально-нравственные требования. Журналист не должен загораживать себя декларациями и нарушать тем самым право аудитории на правдивую информацию. Журналист должен быть «увереннным дилетантом» во всех отраслях. Также должна ыть цепкая память. Журналист должен владеть речью (устной).

Психологические качества журналиста: оперативность, мобильность, коммуникабельность, адаптивность, любознательность, находчивость

Физические качества: хорошее здоровье, выносливость итд.

Журналист должен обладать достаточно высокой юридической культурой (знание законов, чтобы знать можно ли их нарушать).

 

Электронные СМИ (радио, телевидение, интернет)

Интернет внес изменения практически во все СМИ. Толчком для развития интернета послужил пожар на Останкинской башне.

Структура электронных СМИ: коммерческая, творческая, техническая.

Генеральный директор, генеральный редактор, генеральный продюсер руководят всем процессом втроем.

Творческая группа: автор, режиссер, ведущий

Электронное СМИ – совокупность адио и визуальных сообщений (материалов), имеющих постоянное название и выходящих в эфир не реже одного раза в год.

Продукция – выпуски аудио и визуальных материалов

Процесс создания:

1) Регистрация теле и радиоппограммы

2) Получения лицензии на вещание (онигла также лицензия на использование определенной радиочастоты)

3) Заявление о регистрации СМИ

a. сведения об учредителе

b. название

c. язык вещания

d. адрес редакции

e. форма периодического распространения

f. предполагаемая территория

g. примерная тематика (специализация)

h. периодичность

i. максимальный объем

j. источники финансирования

k. является ли учредитель учредителем других СМИ

l. Взнос (для СМИ, имеющих эротический характер, взнос выше)

4) Отказ моможен только по четырем основаниям

a. Если заявление подано людьми, не имеющими права учреждать СМИ

b. Если предоставленные данные неправильные

c. Если тематика представляет злоупотребление свободой массовой информации

d. Если СМИ с таким названием уже существует

Разработка интернет-СМИ требует 100 000 долл. и 50 000 долл. Ежемесячно. Печатное СМИ обходится минимум в 10 раз дороже.

 

Тексты массовой культуры

масс культура ориентируется на усредненную аудиторию:

– стандартизация текстов, шаблоны и клише. Стандарт не нуждается в особом сотворчестве

– люди напоминают типы а не характеры (Джеймс Бонд)

– принципы усредненности. Если дается — начинает востребоваться

– тривиализация — максимальное упрощение. Из классического произведения делают комикс, ремейк, пишут продолжение

– деиндивидуализация и дегуманизация, выработка стандарта для человека

– мифотворчество — главное не суть события, а как оно подано

– эстетизация ужасного, страшного, патологического, отсюда снижается порог чувствительности

– мода, игра на изменениях моды

массовая кульрута очень навязчива. Сегодняшнее медиапространство несвободно, оно жестко контролируется.