Основы журналистики. Бархатов Алексей Александрович 20.09.12

Реакции фирмы на изменение цен конкурентов.

Подходы к проблеме ценообразования.

 

 

раньше была действенность прессы, хотя не было свободы. Сейчас есть свобода слова и есть при этом свобода не слышать этого слова. Раньше газеты была встроена в государственную систему. Очень сложно было добиться публикации. Добились независимости в начале 90-х, но самое действие было похоже на крестьянскую реформу 1861 г. во все века суш-ла государственная информационная система. Поэтому сегодня для журналиста политически очень сложное время, плюс с запада на наши СМИ влиять очень легко. У нас владельцами газет не являются проф жур-ты. Сегодня СМИ меняются со сменой владельца, со сменой главреда и т. д. (политическая составляющая); заимствование западного опыта, информационное обслуживание населения. Сейчас сущ-ют специальные программы, которые генерируют информационный поток (биржевые сводки, результаты бейсбольных матчей и т. д.). поэтому сейчас лучше обратиться к творческим или аналитическим материалам. Возобновилась работы газеты Московские новости (новый главред Вл. Гуревич). Отбой ТАССа, без этого объявления ни одна газета подписываться не могла. Специфика электронной жур-ки чуть другая. Никогда не сущ-ло таких резких изменений в носителях. Больше позиций сохраняет радио. Радийная инфа воспринимается гораздо лучше, легче, там нет отвлекающих моментов, вызывает свой видеоряд, свои ассоциации, более плотное усвоение инфы.

Книги: Е.П.Прохоров «Введение в теорию журналистики»; С.Г. Корконосенко «Основы журналистики», Орлова «Введение в журналистику», С.М. Гуревич «Экономика СМИ».

 

Общественная и производственная деят-ть по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной инфы. Система предприятий и средств — редакции; теле — радио студии, информагенства, инфраструктура. Произведения журналистских жанров. Еще это совокупность профессий — репортер, интервьюэр, редактор и т. д.; совокупность учебных дисциплин; социальный институт. Публицистика — любой творческий отклик на злобу дня.

До 18 века только пражурн. явления. Канадский филолог МакЛюэн — господство устной формы общения, алфавита и письма, типографского станка и сегодняшняя эпоха электронная. В Др Риме прообраз тиражирования. Газета — венецианское слово «газетта», монета за которую в порту можно было прочитать сводку новостей(17 век). В Англии НьюЛеттерз. Во время правления Ришелье, в России при царе Алекс.Мих. - Куранты, круг читателей — ближние бояре, но там сообщались зарубежные новости, экономика, военные. При Петре появилась газеты Ведомости. Но нельзя забывать, что до сих пор находят берестяные грамоты. Петровские Ведомости выходили на церковнославянском языке. 1-ое издание — период монархической прессы, газеты олицетворяли волю и идеи одного человека.

 

27.09.12

Исторические типы журналистики.

Определяются по позиции издания, по идеологии, социальной направленности, духовные и пропагандируемые ценности. Все типы носили определенно прогрессивный характер для своего времени.

1. Феодально-монархический тип — в период становления централизованных государств. Каждая монархия стремится к демократии и наоборот. Явления СМИ всегда были очень полезны для общества, но они носили примитивный характер по сравнению с сегодняшним днем.

2. Религиозно-клерикальный тип. Во многом церковь копирует черты светской иерархии. Есть свои левые, правые, консерваторы. Проповедь добра, социальной справедливости. Проповедовали все библейские каноны, это способствовало развитию нормального человека. В ходе буржуазных революций стали появляться другие идеи. Например, свобода печати.

3. Буржуазная пресса.

4. Социалистический тип — из левого движения буржуазного типа. С новой газеты Маркса и Энгельса.

5. Социал-демократические

6. Коммунистические.

7. Новый тип нашего времени — гуманистско-информационный, постсоциалистический.

 

На протяжении всей истории пресса и власть были тесно взаимосвязаны. Отношения эти всегда были очень не просты. 1486 г. Майнц регламент запрещающий издание и распространение любых изданий, без предв рассмотрения их цензурой университ профессоров. 1515 г. проводить цензуру везде в католическом мире. С этого момента стала действовать разрешительная система. 1644 Мильтон — человеку нужно право свободно говорить, свободно судить, свободно приобретать познание. В 17 веке появилось активное противоборство против цензуры и борьба за свободу слова.

В отечественной журналистике:

1. Период исключительной мысли власти — Петровские ведомости. Инфа шла только сверху вниз. Тетрадные листы по формату. Тираж неск 100 экз до неск 1000, самый большой номер посвящен Полтавской битве. Вести из-за рубежа; точное число пушек, вылитых на заводе; почему бороды стригут — разъяснение указов царя.

2. Период господствующей мысли власти — просвещение (при Екатерине 2). она разрешила издавать журналы частным лицам — Новиков, Фонвизин. Появилась гражданская пресса, но должна она была работать с оглядкой на власть. В это время как раз зарождаются традиции отечественной журналистики.

Сейчас тираж литературного журнала мизерный, издательства могут не взять, гонорар символический, мотивов писателя сотрудничать с литературным журналом — минимум. Можно отдавать миниатюры, мысли о чем-то. Но тогда рушится вся драматургия этого журнала.

При Екатерине писатели всегда сотрудничали с прессой, писали хорошую публицистику. Начали появляться первые отечественный док-ты 1796 г. - об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг. Испуг перед французской революцией. 1802 г. отменена предварительная цензура. 1804 г. — устав о цензуре — комитеты по цензуре при университетах в Питере и Мск. Обоснования к появления цензуры — ограничить публикации против оскорблении благопристойности и нравственности. После декабризма — Николай 1 резко ужесточил цензуру. В 1865 г. Александр 2 ввел послабления после отмены крепостного права. В Росси две напасти — внизу власть тьмы, а наверху тьма власти. У народа, лишенного общественного свободы — литература единственная трибуна общественной свободы.

Время безумной свободы прессы — 17 октября 1905 г. манифест — незыблемые свободы, неприкосновенность личности, слова, собраний, союзов. Все стали издавать свою легальную прессу (все сущ-щие партии). После октябрьской революции — декрет о печати 17 года. Ограничил выход в свет ряда изданий. Будут закрываться издания, выступающие за свержение рабоче-крестьянской власти.

На весь советский период АгитПроп ЦК КПСС — назначали всех по решению партии. Главлит, цензоры сидели в каждой типографии. Работали красным карандашом. Постоянный комромисс с разрешенными вещами. ТАСС — без его отбора не могло подписываться ни одно издание.

Сейчас предварительной цензуры как бы нет. Но еще осуществляют отдельные учредители. Интернет — самая большая беда и боль власти. Все стало неуправляемо. Все прежние структуры сделали все, чтобы вырыть себе яму. Почта России — яркий пример.

 

04.10.12

информационный порядок в гуманистически ориентированном обществе. Основа — информационное обеспечение демократии. Обеспечение сознательного участия всех граждан в общественных процессах, чтобы помогали обсуждению этих вещей, чтобы пресса обеспечивала социальный диалог как между властью и народом так и между различными социальными слоями общ-ва, множественность и уважительность взглядов, плюрализм в рамках конституции. 3 социальных типа.

1. Гражданский, негосударственный, общественный(Коммерсант, МК, Известия и т.д.).

2. государственный (Российская газета)

3. государственно-общественный (1 канал)

стремление к оптимизации структуры системы СМИ. Нужно чтобы каждый член общества мог выбрать себе СМИ и саму информацию по своим интересам. Государственная политика основывается на праве. Право - совокупность установленных гос-вом общеобязательных правил, которые регулируют обществ отношения и обеспеченные меры гос-ного воздействия. Что будет за то, если закон нарушить. Субъекты права — как физические, так и юридические лица. Есть большой ряд законов, регулирующий информационную сферу. Конституционные нормы. Закон о СМИ, о телевидении и радио, о праве на инф-ю, об авторском праве и смежных правах, о рекламе. Внутрижурналистские отношения регулируются уставом редакции. В нем прописывается профессиональная состоятельность каждого журналиста. Каждому сотруднику должны давать на подпись экземпляр устава редакции. Права журналистов на распространение инфы, недопустимость злоупотребления. Право на своевременную инфу, ответственность за клевету. Внутрижурналистская саморегуляция.

Закон о СМИ.

Права журналистов:

1. искать, запрашивать, получать и распространять инфу

2. посещать гос-ные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общ-ны объединений или их пресс-службы.

3. Быть принятым должностными лицами в связи с запросом инфы

4. получать доступ к док-там и материалам, кроме гос-ной, коммерческой или иной, охраняемой законом тайны.

5. Копировать публиковать оглашать или иным способом производить материалы, за исключением тех самых тайн

6. производить записи, посредством видео и аудиосъемки.

7. Посещать специально охраняемы места стихийных бедствий, аварий и катастроф, скоплений людей, массовых беспорядков, митинги, демонстрации, ЧП.

8. Проверять достоверность, сообщаемой ему инфы.

9. Излагать свои личные суждения и оценки, предназначенных для распространения за его подписью.

10. Отказаться от подготовки за своей подписью материалов, не соответствующих его убеждениям.

11. Снять своб подпись под сообщением или материалом, в котором что-то было искажено в процессе редакции.

12. Распространять подготовленные сообщения под псевдонимом или без подписи, но это не избавляет его от ответственности.

13. Лишить аккредитации можно только по решению суда.

 

Обязанности журналиста:

1. соблюдать устав редакции.

2. Проверять достоверность инфы

3. удовлетворять просьбы лиц, об источниках. Нет плагиату.

4. Сохранять конфиденциальность инфы и ее источник.

5. Получать согласие на распространение в СМИ о личной жизни гражданина (нарушает желтая пресса).

6. При получении инфы от граждан и должностных лиц, ставить их в известность о видео и аудиосъемке.

7. Ставить в известность главреда о возможных исках в связи с подготовленным им сообщении или материале. Но редакция все равно предугадывать следующие шаги, поэтому в них иногда есть штатные юристы.

8. Можно отказать от задания, если оно связано с нарушением закона.

9. Предъявлять при осущ-нии проф деятельности удостоверение прессы.

10. Соблюдать запрет на проведение предвыборной агитации. Нельзя принимать участие, можно фиксировать информацию.

ст. 50 Скрытая запись

допускается: если это не нарушает конституцию; если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры для сокрытия участников; если демонстрация записи производится по решению суда. Запрещается, если хотят опорочить граждан.

 

Системы журналистики.

Телевидение, радио, пресса (печатный текст и иллюстрации), интернет. Есть еще множество каналов. Пресса дает быстрое ознакомление. Каждое СМИ должно понимать, где его употребляют. Главное — занятие всех информационных ниш, обеспечение потребностей всего населения информацией. Отсюда и конкуренция, информационная борьба. Качество СМИ зависит от количества читателей.

Пресса — восприятие без посредников, выборочность (могу читать, могу не читать). Телевидение навязывает свою последовательность. Принцип отложенного чтения. Можно повторно прочесть. Выигрыш в аналитичности, в стиле. Радио — оперативность, простота, вневизуальность. Телевидение — органичное единство аудиовизуальных средств.

 

Задача информационного общ-ва – чтобы каждый нашёл необходимую ему информацию.

Габриель Гарсия Маркек – «Самая лучшая работа на свете»

Газете нужны: профессионализм, честность, ответственность, чтобы быть слагаемыми власти.

«Объективность – это сумма субъективности». Журналист имеет свою социальную позицию, которая определяет его идеалы, его реалии и т.д. Есть сл. факторы: национальный, возрастной (у кого-то больше жизненный опыт), классовая, включённость в профессиональную группу, региональная («Москва не Россия»), конфессиональная, половая. При формировании журналистского кредо надо начинать с глобальных проблем, надо учитывать, что просто изменение каких-либо основ общества.

«Журналист каждый день пишет новую картину мира». Социальная позиция происходит, когда резкий разрыв положений и интересов. Позиция проявляется в формах сознательной и интуитивной. Что важно для журналиста – настойчивость, но иногда приходится идти на компромиссы, т.к. важно добиться определённой цели. Бывает, когда журналист даёт палитру мнений и вариантов, чтобы читатель сам выбрал, за какой ему идти. Журналист, чтобы как-то вести людей, сперва должен определить свою позицию в мире. Нормальная социальная позиция – когда ты действуешь в целях определённого слоя общества, но при этом помогаешь всем слоям. Также всё это связано с гражданской ответственностью. «Журналист обязан предугадывать, чем его слово обернётся».­­

 

Функции журналистики.

Основная функция – коммуникативная, т.е. возможность создания диалогов с властью, диалогов между собо­­й, т.е. это единственная трибуна, где реально могут возникать голоса.

Цель, которую преследует журналистика – крайне важна, важно умение изменить мир.

Функции, кот. можно выделить журналистике: 1) Организаторские – когда журналист побуждает сделать зависящих людей какие-то шаги. 2) Идеологические, напр. когда какой-то журнал внушает покупать что-то. 3) Рекламно-справочный. 4) Культуроформирующие 5) Рекреативная (развлекательная)

Чтобы журналистика выполняла эти функции, нужно чтобы её кто-то замечал. Со свободой слова, мы получили ещё большую свободу не слышать некое слово.

4 варианта воздействия материала:

1) Функциональное воздействие, т.е. адекватно реализованная задача

2) Дисфункциональное воздействие

3) Нефункциональное, т.е. неожиданный результат

4) Афункциональное – т.е. вообще не даёт результатов

Действенность – это результативность выполнения непосредственно организаторских функций журналистики

Первый фактор эффективного воздействия – это близость: языковая, точки соприкосновения с читателем и т.д. Второй – правильная адресность (т.е. к кому обращаешься). Третий фактор – ситуативность повествования. Четвёртый – важный «драмматизм повествования». Он бывает двух видов: 1) Драмматизм самой реальности

Результативность – одна из главных проблем прессы.

Степень достижения целей.

2) Объективность – нужно хорошо знать аудиторию, нужно учитывать социальную активность институтов.

Особенности самого средства массовой информации.

Ещё один мотив – полная реализация себя как творца.

Также нужно учитывать реалии.

Нужна принципиальность позиции как автора, так и самой информации.

Эффективность – это метод + умение + качества.

 

 

25.10.12

нашей стране необходим кодекс/хартия журналистов. Нету единства прессы по массе вопросов.

Структура и функционирование жур-кого коллектива.

Традиционная модель большого средства печатной информации, пирамидальная модель:

главный редактор — 3-5 замов — ред коллегия (внутри есть редакторы отделов) — отделы (либо по тематическому признаку, либо по жанровому; отдел писем) — заведующий отделом — корреспондент - стажеры

ответственный секретарь — секретариат (штаб издания)

– издательство (бухгалтерия; отдел кадров; отдел распространения)— директор изд-ва входил в ред коллегию

все материалы отдела сдаются в секретариат. Замы отв секретаря есть выпускающие, они отвечают за каждый конкретный номер; есть еще литературные редакторы(с точки зрения стилистики, лексики).бюро проверки (показать письменный источник фактов); корректура. Каждый отдельный номер вел один из замов главного, один из членов ред коллегии. Дежурный по всей газете «свежая голова».

Нужно приходить с 5-10 заголовками.

Отдел кор сети — корр-ты на местах, как зарубежные так и внутри союза.

Отдел писем — самый крупный в редакции; 2 части — техническая и творческая. Информационные агентства ТАСС и РИА-новости.

 

Сейчас период экономии и самостоятельности. Появилась новая фигура — учредитель. В его подчинении главред и гендиректор, между ними взаимоотношения. Иногда эти фигуры сливаются. Крайне важно, кто из них главный. Отв секретарь одновременно замглавреда. Секретариат сокращается, ред коллегия становится творческой структурой. Появляется большее число обозревателей, колумнистов. Нет просто сотрудников и отделов может не быть. На директоре — отдел распр-я, бухгалтерия, отдел рекламы, пиар-отдел, отдел кадров. По сути гендиректор не лезет в творческий процесс. Но он должен размещать рекламу. Стало больше информационных потоков. Есть региональные, тематические информационные агентства и т. д. Часть газет делается исключительно из интернета. Сегодня нет корректуры, нет бюро проверки.

Поточная система, легмен, которых хватает инфу и тащит ее в номер. Иногда в разных редакциях бывают одни и те же заметки под разными фамилиями.

Редакция — предприятие, учреждение, группа лиц, или гражданин, осуществляющие производство и выпуск СМИ.