Морские круизы как туристский продукт

От туристского продукта к круизной индустрии

Согласно Федерального закону от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации! понятие «туризм» трактуется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания». Туристом считается лицо, посещающее страну (место) временного пребывания с указанными целями на срок от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее в этом месте не менее одной ночевки.

Таким образом, можно выделить 4 основных критерия идентификации поездки как туристской:

1)географический: выезд с постоянного места;

2)временной: сроки поездки должны составлять от суток до полугода или менее суток, но с ночевкой;

3)социальный: цели поездки должны относиться к категории туристских;

4)экономический: поездка не предполагает занятий деятельностью, оплачиваемой из местных источников.

Круиз как вид путешествия полностью соответствует этим критериям. Он предполагает ночевку на судне, менее продолжительные поездки относятся к категории морских прогулок или экскурсий. Круизы не длятся более полугода. Максимальная продолжительность предлагаемых на рынке кругосветных круизов составляет 100-120 дней. Пассажирами круизных судов могут быть и резиденты страны, в территориальных водах которой осуществляет свое плавание круизное судно, и нерезиденты страны временного пребывания. Но они не занимаются на борту или на берегу во время стоянок судна деятельностью, оплачиваемой «от местных источников», и путешествуют в туристских целях.

Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристским продуктом является «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг по договору о реализации туристского продукта». Это так называемый пакетный тур (paсkage tour).

Обычно услуги перевозки и размещения оказываются разными предприятиями. Первые – транспортными компаниями, вторые – гостиницами, мотелями, хостелами и т.д., точнее, предприятиями, на балансе или в управлении у которых находятся коллективные средства размещения (КСР). Но первая особенность круиза как туристского продукта (турпродукта) заключается в том, что круизное судно одновременно является и транспортным средвтом, и коллективным средством размещения. Ни гостиничные, ни транспортные предприятия сами по себе, как правило, туристский продукт не создают. На основе договорных отношений с этими предприятиями турпродукт формирует туроператор. Компания – организатор круиза, независимо от того, является она владельцем используемого для этих целей судна или его фрахтователем, предлагает для продажи на рынок комплекс услуг, включающей услуги и пассажирской перевозки, и размещения. Поэтому второй особенностью круиза как туристского продукта является то, что в первоначальном своем виде он создается сразу самой круизной компанией, а не на основе заключения договоров с разными предприятиями, поставляющими две основные услуги, необходимые для формирования туристского продукта как комплекса услуг, реализуемого по общей цене.

Следует отметить, что речь идет именно об основных услугах, являющихся неотъемлемой частью турпродукта. Трансферы или экскурсионное обслуживание пассажиров круизной компанией могут выполняться по договору с другими транспортными предприятиями, туроператорами или местным экскурсионным бюро. Например, операторами по обслуживанию пассажиров круизных судов, пребывающих в Санкт-Петербург, являются такие компании как «Арктур», «Ника» и др. И. конечно, эти услуги сторонних организаций являются важным компонентом круизного продукта с точки зрения обслуживания пассажиров на берегу. Но с точки зрения буквы отраслевого закона турпродукт в случае с круизами создается еще на борту судна, и входящие в его состав услуги размещения и пассажирской перевозки оказываются пассажиру даже в том случае, если в течение всего круиза он ни разу не сойдет на берег.

Иными словами, круизная компания объединяет функции туроператора и поставщика основных услуг в турпакет. Теоретически то же самое можно сказать и о морских пассажирских перевозках в целом, если речь идет о плавании на судах, оборудованных каютами, и маршрутах, предполагающих ночевку пассажиров на борту судна, например о морских паромах. Почему в одном случае мы говорим об услугах пассажирских перевозок морским транспортом, а в другом – о круизах как туристском продукте?

Ссылки на регулярность обычных пассажирских перевозок в данном случае недостаточно, поскольку круизные рейсы тоже осуществляются по расписанию. Точнее, и те и другие могут быть и регулярными (линейными), и чартерными. Главные отличия заключаются в следующем:

· мотивации путешествия;

· социальном составе пассажиров;

· ассортименте предлагаемых пассажирам услуг;

· конструктивных особенностях судов;

· сроках плавания;

· географии и маршрутов и т.д.

Иными словами, дело в самих особенностях круизов как потребительского блага или продукта. Рассмотрим их подробнее. В случае с круизом мотивация плавания – это прежде всего отдых, развлечения, осмотр достопримечательностей и другие цели поездки, в любом случае относящиеся к категории туристских. в случае с линейными пассажирскими перевозками морским транспортом, в том числе паромами, мотивация путешествий пассажиров значительно шире. Это могут быть и смена места жительства, и поездка в другое место на срок более полугода, и трудовая миграция, т.е. пассажиром обычного пассажирского судна, в том числе парома, может быть кто угодно. А пассажир круизного судна – это практически всегда турист, если не рассматривать особых случаев, когда круизные суда использовались не по назначению, например в качестве плавучих госпиталей или для переброски воинских частей, как это было во времена Первой и Второй мировых войн.

Плавание на пароме тоже может быть увлекательным. Более того, паромные суда используются для организации круизов. Бывает, что паромное судно целиком фрахтуется для организации круизной поездки. Но чаще речь идет о продаже туров на паромы. В России это прежде всего туры по Скандинавии, например по маршруту Санкт – Петербург – Хельсинки – Стокгольм – Таллинн. А также туры на паромах из дальневосточных российских портов в Южную Корею и Японию.

В потребительском плане у таких поездок есть свои преимущества. Например, возможность провозить на паромах автомобиль, на котором затем можно продолжить путешествие. Возможность провоза на пароме большего багажа используется пассажирами для шопинга, в том числе транспортировки габаритных грузов, например тех же купленных автомобилей или мебели. Не случайно паромные линии из дальневосточных российских городов в сопредельные страны Юго-Восточной Азии являются одновременно маршрутами оживленной челночной торговли.

В последние годы уровень сервиса на паромах значительно вырос. Примером могут служить такие курсирующие в балтийских водах паромы, как 12-палубный «Baltic Queen» с казино и ночным клубом на борту, «Silja Festival» или «Victoria I». Но даже на таких паромах сервис по уровню услуг размещения, питания, возможностям для развлечений, занятий спортом и ряду других характеристик уступает в сравнении с программой пребывания на морском круизном лайнере. И даже если на борту парома находятся только туристы, он остается прежде всего средством передвижения и доставки их к туристским центрам. А в случае с круизами можно, как правило, говорить о двух основных и неразрывно связанных мотивах поездки: осмотр достопримечательностей и отдых на берегу во время стоянок круизного судна в портах захода и само пребывание на борту лайнера, где пассажирам предлагается широкий ассортимент услуг и высокий сервис. Образно выражаясь, если паром выполняет функции «плавучего моста», современный круизный лайнер является своего рода плавучим туристским центром или курортом.

Эти обусловлены остальные отличия обычных пассажирских перевозок водным транспортом и круизов. так, пассажир морского парома покупает билет, по которому судоходная компания оказывает ему услугу пассажирской перевозки. А пассажир круизного судна приобретает тур, в состав которого входит более широкий ассортимент услуг, что находит отражение в соответствующих условиях договора и публичных офертах. При этом туристу выдается круизный билет. Кроме того, он получает на руки туристскую путевку, которая в соответствии со ст. 10 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» является «неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта».

Круизный пассажир, как правило, путешествует по всему маршруту на одном лайнере и в одной каюте. А пассажиры морских паромов могут следовать по маршруту разными судами, останавливаясь по пути в гостиницах. Путешествовать на пароме пассажиры могут и самостоятельно, и организованно в составе туристской группы. Круизный пассажир тоже может сам забронировать круизный тур, сам добраться до порта отправки судна и возвратиться домой из конечного пункта круизного маршрута. К тому же система сервиса на современном круизном судне открывает широкие возможности для индивидуального подхода к обслуживанию пассажиров. Но по форме организации путешествия или оказания основных услуг круизы относятся к сфере туризма организованного и группового. Причем с учетом размеров судна речь может идти о групповом обслуживании нескольких тысяч пассажиров, которые по мере необходимости разбиваются на меньшие группы в ходе организации питания, экскурсионного обслуживания и т.д.

Мотивация путешествий круизных пассажиров обуславливает отличия географии морских круизов от маршрутов обычных морских пассажирских перевозок. В первом случае судна заходят в порты, расположенные в городах и регионах, являющихся популярными туристскими центрами. Паромные линии связывают крупные деловые центры или места, морское сообщение между которыми необходимо и экономически оправдано в силу географического их расположения, например между островами архипелага, островом и материком.

При этом пунктами назначения таких перевозок могут быть те же популярные туристские центры. И большинство пассажиров морских паромов на таких паромных линиях могут составлять туристы. Но это не отменяет других, уже упомянутых, отличий круизов и морских паромов ни в отношении сервиса, ни в отношении географии маршрутов их следования, включая количество стран и портов захода.

Обычные пассажирские, в том числе паромные, линии соединяют два, три или четыре города в одной или нескольких соседних странах. Круизные маршруты могут пролегать через многие страны и порты заходов, вплоть до кругосветных путешествий. Например, маршрут обычного кругосветного круиза проходит через порты США, Великобритании, Арубы, Коста-Рики, Мексики, островов Фиджи, Новой Зеландии, Австралии, Индонезии, Китая, Вьетнама, Малайзии, Таиланда, ОАЭ, Омана, Иордании, Греции, Италии и других странах.

Очевидны особенности графика прохождения маршрута обычным пассажирским и круизным судами. График движения и маршрут следования парома составляются таким образом, чтобы минимизировать время доставки пассажиров в порт назначения. Эта задача не снимается с повестки дня и в случае с движением круизного судна между портами захода. Но в целом график круиза составляется обычно таким образом, чтобы днем корабль стоял в порту. пассажиры знакомились с местными достопримечательностями, а ночью судно продолжало плавание к следующему туристскому центру, по возможности укладываясь в один ночной переход.

Кроме того, круизные и обычные пассажирские перевозки находятся под влиянием различных сезонных факторов спроса. В случае с линейными пассажирскими перевозками определяющую роль играют сроки навигации поп погодным условиям, изменения спроса на поездки водным транспортом в зависимости от графика рабочих, выходных и праздничных дней, сезонных колебаний спроса на рабочую силу со стороны работодателей, сезонных распродажах и т.д.

Для планирования круизов структура недельного бюджета времени имеет не меньшее значение, в частности для организации краткосрочных круизных поездок, рассчитанных чаще всего на уик-энд. Но для круизного рынка в целом главным фактором, определяющем его конъюнктуру с точки зрения бюджета времени потребителей, являются сезонные колебания спроса на туристские поездки с учетом отпускного периода, календаря праздников и каникул. С учетом отличий этих графиков и влияния климатических факторов на сезонные колебания туристского спроса объемы продаж круизов в различных странах варьируются в течении года. Круизные компании учитывают эти факторы в своих маркетинговых программах и при планировании маршрутов круизов наряду с такими основополагающими факторами формирования маршрутной сетки, как сезонные изменения условий навигации.

В последние годы возникла новая тенденция формирования маршрутной сетки морских круизов. Круизные компании предлагают маршруты. которые проходят по определенным регионам в не самые благоприятные погодные условия, но цена при этом может быть в два-четыре раза ниже, чем в сезон. Например, круизный лайнер «Costa Magica « в 2011 г. в течение зимы курсирует по маршруту Барселона – Марсель – Савона – Рим – Палермо – Пальма-де-Майорка – Барселона. Аналогичный круиз совершается и летом, но зимой его стоимость начинается от 499 евро на пассажира, в то время как в августе минимальная цена составляет порядка 999 евро.

Следовательно, при создании, продвижении и реализации туристского продукта круизные компании и туроператоры, учитывая сезонные колебания спроса и действие климатических факторов, формирует такое предложение круизного продукта, которое обеспечивает возможность круглогодичных продаж и эксплуатации круизных судов.

По срокам морские круизы можно разделить на краткосрочные – 2-5 дней, недельные – 6-8 дней, более продолжительные стандартные – 9-17 дней и долгосрочные, вплоть до нескольких месяцев. Структура круизов по срокам на североамериканском рынке, где соответствующая статистика анализируется ежегодно, представлена в табл.2.1.

Таблица 2.1